(обновлено )
Примерное время чтения: 7 минут
377

«Мои роли теперь играет внучка». Немоляева – о жизни и актёрском счастье

27 марта – Международный день театра. С Петербургом связаны имена многих выдающихся актёров, которых знает вся страна. В их числе народная артистка РФ Светлана Немоляева. Недавно на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова она сыграла в спектакле-альманахе «Истории», который впервые в наш город привёз Московский академический театр им. Маяковского.  

С чего начался её путь в искусстве? Как сложился, в театре и в жизни, блистательный дуэт с Александром Лазаревым? И влияют ли роли на судьбу? Об этом легендарная артиста рассказала spb.aif.ru

Как я без него? 

Елена Данилевич, spb.aif.ru: Светлана Владимировна, «история», которую вы играете в БДТ – необычная. Вашим партнёром снова является Александр Лазарев, которого, к великому сожалению, не стало одиннадцать лет назад. Как возникла идея такой постановки? 

Светлана Немоляева: В прошлом году нашему театру исполнилось 100 лет. Это большое дело. И мне казалось, что нужно вспомнить те спектакли, которые стали знаковыми как для всего коллектива, так и отдельных актёров. Одним из них был «Смех лангусты» - пьеса о последнем лете великой Сары Бернар. Она торопится завершить свои мемуары и затевает игру в воспоминания с преданным ей секретарём… Этот спектакль мы с моим Сашей играли 15 лет и для нас это было полное единение. При этом надо сказать, что у нас в театре сохранилось мало записей постановок с нашим участием. Гончаров (Андрей Гончаров, в 1967-2001 гг. главный режиссёр и художественный руководитель Театра им. Маяковского - прим. ред.) был резко против всяких съёмок, поэтому фильмов, даже любительских, остались единицы. Но «Смех лангусты» удалось записать! И вот сейчас мы решили показать «историю» из этого спектакля, не меняя состав участников.  

- Как это удалось сделать?  

- Для меня была проблема.  Я играла много спектаклей с Сашей вместе и при Гончарове, и при Арцыбашеве (Сергей Арцыбашев, в 2002-2011 гг. художественный руководитель-директор Театра им. Маяковского - прим. ред.) Но этот был особый - мы там выходили на сцену только вдвоем. И мне было невозможно представить, что появится кто-то другой.  Поэтому я сказала, что мне очень сложно: «Ну как я буду без него?» Но наш художественный руководитель Егор Михайлович Перегудов успокоил: «Что-нибудь придумаем». И придумал. Идёт кинолента, кадры и звучит Сашин голос. Когда я услышала знакомые интонации, сначала испытала отчаяние, а сейчас - счастье. Я как будто снова с ним говорю, общаюсь. Какой-то божественный момент. Другое дело, что зритель теперь иной и происходящее воспринимает иначе, чем 15-20 лет назад. Поэтому каждый в нашей «истории» видит что-то своё.  

Стать артисткой мечтала с детства 

- Вы сказали о силах свыше.  А как вы считаете, влияют роли, которые играет артист, на его судьбу?  

-  Считаю, влияют. Я сыграла много ролей, которые были связаны с великой драматургией, и они повлияли на мою жизнь. Более того, у меня было такое ощущение, что некоторые из них даже определяли мою судьбу. Не раз то, что я сыграла на сцене, потом происходило в реальности. Великая классика тем и отличается, что охватывает весь кругозор жизни человека. В ней есть всё – в том числе предвосхищение, предвидение событий. И не раз, когда что-то случалось, я думала: «Боже мой, я это уже играла». 

- Тогда, очевидно, и ваш путь «в артистки» был предопределён? Ведь ваши родители работали в кино, и вы с юных лет были на съёмочной площадке? 

- Стать артисткой я мечтала с детства. Постоянно видела, знала этот мир и никакие другие специальности меня не пленяли. А как иначе? Отец был режиссёром, мама звукооператором на «Мосфильме». Она постоянно таскала меня на съёмки и даже старалась запихнуть в массовочку.   

Моим первым фильмом стала комедия «Близнецы», куда опять же привела по блату мама. Мне было 8 лет. Помню специально сшитый прелестный сарафанчик и роскошный бант, который я потеряла, когда ехала в троллейбусе на съемку. Как тогда влетело, в том числе от родителей… Запомнила на всю жизнь. В целом же отец был человек оптимистичный, драмы и трагедии на нём не отражались, а мама романтичная, загадочная. И я получилась с одной стороны неоправданный оптимист, с другой пессимист и меланхолик, что очень помогает играть разные роли. 

- Вы неоднократно снимались в Петербурге. А какие роли, созданные в Северной столице, стали самыми памятными?

- Знаете, мне в Петербурге дорого всё, ведь мой Саша - ленинградец, петербуржец. Он родился на Васильевском острове, в скромной семье и мечтал из Москвы, где учился в Школе-студии МХТ, уехать в родной город. Очень хотел играть в Театре комедии, у режиссёра Николая Акимова. Но судьба распорядилась иначе.  

Мы ведь встретились с ним случайно. Мой сокурсник по Щепкинскому училищу очень хотел попасть в театр им. Маяковского. Договорился, чтобы его там посмотрели, а меня попросил подыграть. Я и пошла, чтобы выручить товарища. И Сашу его подружка тоже уговорила поддержать во время показа. В итоге нашим друзьям отказали, а нас с Сашей сразу взяли. Так мы познакомились, а в марте 1960 года поженились и всю жизнь прожили вместе.  

- Вы как-то сказали, что Петербург знаете даже лучше, чем Москву. Но вы родились в Москве, на Плющихе… 

-  А в Петербург, когда были молодые, приезжали на гастроли каждый год. Приходили к Сашиным родителям на Васильевский. И постоянно с Сашей ходили пешком, гуляли по прекрасным улицам и площадям. И Шурка (Александр Лазарев-младший, сын, народный артист РФ – Прим. ред.) вырос в Ленинграде и всегда говорил, что здесь прошло его детство. Я этот город люблю, обожаю. Сейчас у меня уже нет сил на долгие прогулки, но я постоянно их вспоминаю. 

На сцене – вместе с внучкой 

- Несколько лет назад вы снимались на «Ленфильме» в картине «Этаж», где играли дворянку, живущую в коммуналке. Легко согласились участвовать в таком проекте? 

- Эта картина стала для меня подарком, да ещё на студии «Ленфильм», которую очень люблю. Ведь моя первая серьёзная работа была как раз на «Ленфильме», там я играла Ольгу в «Евгении Онегине» (фильм 1958 г., режиссёр Роман Тихомиров). С тех пор с большой теплотой и уважением отношусь к студии, ко всем, кто там трудится. И в «Этажах» работала с большим желанием. У меня были прекрасные партнёры и со всеми, в том числе Сергеем Шнуровым, сложились хорошие отношения. Все, что связано с Петербургом, для меня праздник. В Гатчине, например, уже много лет проводится фестиваль «Литература и кино». И когда лет пять назад меня пригласили стать его гостьей, с готовностью собралась и приехала.  

- Вы больше 60 лет служите в Театре им. Владимира Маяковского. Сейчас выходите на сцену уже с внучкой Полиной. Династия продолжается?  

- Очень трогательно, что есть такая преемственность. Это неподдельная радость быть на одной сцене вместе с внучкой, жить одними интересами со своей семьёй. Когда-то в «Талантах и поклонниках» я играла Негину, теперь она перешла к Полине, а мне досталась роль ее матери Домны Пантелеевны. У меня до сих пор большой репертуар и я всё время стараюсь находить что-то новое. В «Бешеных деньгах» чувствую, что меняюсь, приобретаю, расту. Я плотно занята, работаю с молодыми режиссёрами и это настоящее актёрское счастье.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах