Примерное время чтения: 7 минут
327

Спустили на сушу. Музей-подлодку «Ленинский комсомол» готовят к открытию

В Кронштадте 1 августа открылся музей военно-морской славы — новый объект культурно-просветительской инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». Журналист spb.aif.ru в рамках пресс-тура посетил музей и увидел готовящийся к открытию главный экспонат — советскую атомную подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол».

Вместо дорог — реки

Музей военно-морской славы — это инновационный музейный комплекс на «Острове фортов». Ещё в 2019 году президент РФ Владимир Путин поручил реализовать проект комплексного развития территории Кронштадта. Авторы проекта постарались сохранить исторический облик города, сделать его более привлекательным для туристов и комфортным для жителей.

Почти все экспонаты нового музея представлены в иммерсивном формате. Это значит, что дети и взрослые могут трогать представленные здесь палубы старинных кораблей, открывать ящики и читать спрятанную в них информацию, вращать глобусы и листать карты. В некоторых залах можно даже встать за штурвал ледокола и попробовать самостоятельно пройти арктический маршрут.

В музее можно увидеть образцы первых подводных лодок и даже потрогать экспонаты руками.
В музее можно увидеть образцы первых подводных лодок и даже потрогать экспонаты руками. Фото: АиФ-Петербург/ Никита Серебряков

В других залах музейщики предлагают перемещаться по интерактивной карте по следам великих мореплавателей или посмотреть на строящиеся верфи глазами Петра Первого. По словам создателей музея, такой формат позволяет посетителям погрузиться в исторический контекст экспозиции и больше узнать об истории военно-морского флота.

Экспозиция начинается с истории судостроения в древности. Первый зал называется «Сила стихии». Здесь посетители узнают о самых первых путешествиях и судах того времени.

«Первые славяне выбирают северо-западные земли, которые испещрены водными артериями. В древности дорог не существовало, поэтому люди использовали реки. Из стволов деревьев выдалбливали углубление, и так получались лодки — первое транспортное средство. А камень служил первым якорем», — рассказала экскурсовод Татьяна Иванова.

Почти каждый экспонат музея можно трогать руками, открывать и рассматривать детали изнутри.
Почти каждый экспонат музея можно трогать руками, открывать и рассматривать детали изнутри. Фото: АиФ-Петербург/ Никита Серебряков

Следующие залы расположены в хронологическом порядке. Здесь можно узнать всё об эпохе великих открытий, о русских путешественниках, об истории первых погружений под воду и о летающем катере. Выставка продолжается на втором этаже музея. Здесь находится экспозиция, посвящённая XX и XIX веку: развитию атомного флота и освоению Арктики.

С начала августа Музей военно-морской славы посетили уже более 85 тысяч гостей. Число туристов, побывавших в Кронштадте в целом за этот год достигло уже трёх миллионов.

«Мона Лиза» россйиского флота

В центральном атриуме возвышается главный экспонат музея — легендарная первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». К 1957 году завершилось её строительство, и лодку спустили на воду. Она прослужила более тридцати лет, и в 1991 года вышла из состава флота. В 1962 году судно впервые достигло Северного полюса.

Подлодку ещё несколько лет назад могли утилизировать, но реставраторы спасли судно, и оно обрело новую жизнь. В последние годы «Ленинский комсомол» хранился на судомоторном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области. В 2021 году его перевезли в Кронштадт, и он стал частью экспозиции. Это единственный случай в мире, когда подлодку таких больших габаритов установили на суше, да ещё и в крытом помещении.

«Передислокация нашей первой атомной советской подлодки из Снежногорска в Кронштадт — это уникальное событие с точки зрения инженерии и логистики. Это своеобразная „Мона Лиза“ российского флота. Она преодолела более двух тысяч километров, чтобы приплыть сюда на вечную парковку. Перемещалось судно в том числе и по территории жилой застройки. Ради этого рабочим приходилось даже специально убирать поребрики и светофоры на улицах, а затем восстанавливать. Внешний корпус подлодки на сегодняшний день отреставрирован, и сейчас все работы проводятся внутри судна», — рассказала соорганизатор проекта «Кронштадт. Остров фортов» Марика Коротаева.

Внутри первой атомной подлодки можно будет побывать до конца 2023 года.
Внутри первой атомной подлодки можно будет побывать до конца 2023 года. Фото: Пресс-служба администрации Кронштадтского района

По её словам, с 1953 года порядка 70% элементов внутреннего декора было утрачено, и теперь по всей стране музейщики собирают нужные детали — подлинные артефакты с других лодок, чтобы реконструировать с исторической достоверностью внутреннее убранство подлодки.

Для этой цели даже была задействована команда «Ленфильма». Реставраторы мастерской «Невский баталист» восстановили приборы управления и навигации, реакторного отсека, освещения и связи. Ветераны-подводники консультировали музейщиков и тоже помогали искать недостающие детали. Многие из этих ветеранов сами служили на первом советском атомоходе и на других лодках этого проекта.

Так как судно не было изначально приспособлено для посещения туристов, специалисты работают также над обеспечением безопасности во внутренних помещениях. К декабрю 2023 года лодку обещают открыть для всех посетителей музея.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах