В Кронштадте 1 августа открылся музей военно-морской славы — новый объект культурно-просветительской инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Остров фортов». Журналист spb.aif.ru в рамках пресс-тура посетил музей и увидел готовящийся к открытию главный экспонат — советскую атомную подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол».
Вместо дорог — реки
Музей военно-морской славы — это инновационный музейный комплекс на «Острове фортов». Ещё в 2019 году президент РФ Владимир Путин поручил реализовать проект комплексного развития территории Кронштадта. Авторы проекта постарались сохранить исторический облик города, сделать его более привлекательным для туристов и комфортным для жителей.
Почти все экспонаты нового музея представлены в иммерсивном формате. Это значит, что дети и взрослые могут трогать представленные здесь палубы старинных кораблей, открывать ящики и читать спрятанную в них информацию, вращать глобусы и листать карты. В некоторых залах можно даже встать за штурвал ледокола и попробовать самостоятельно пройти арктический маршрут.
В других залах музейщики предлагают перемещаться по интерактивной карте по следам великих мореплавателей или посмотреть на строящиеся верфи глазами Петра Первого. По словам создателей музея, такой формат позволяет посетителям погрузиться в исторический контекст экспозиции и больше узнать об истории военно-морского флота.
Экспозиция начинается с истории судостроения в древности. Первый зал называется «Сила стихии». Здесь посетители узнают о самых первых путешествиях и судах того времени.
«Первые славяне выбирают северо-западные земли, которые испещрены водными артериями. В древности дорог не существовало, поэтому люди использовали реки. Из стволов деревьев выдалбливали углубление, и так получались лодки — первое транспортное средство. А камень служил первым якорем», — рассказала экскурсовод Татьяна Иванова.
Следующие залы расположены в хронологическом порядке. Здесь можно узнать всё об эпохе великих открытий, о русских путешественниках, об истории первых погружений под воду и о летающем катере. Выставка продолжается на втором этаже музея. Здесь находится экспозиция, посвящённая XX и XIX веку: развитию атомного флота и освоению Арктики.
С начала августа Музей военно-морской славы посетили уже более 85 тысяч гостей. Число туристов, побывавших в Кронштадте в целом за этот год достигло уже трёх миллионов.
«Мона Лиза» россйиского флота
В центральном атриуме возвышается главный экспонат музея — легендарная первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». К 1957 году завершилось её строительство, и лодку спустили на воду. Она прослужила более тридцати лет, и в 1991 года вышла из состава флота. В 1962 году судно впервые достигло Северного полюса.
Подлодку ещё несколько лет назад могли утилизировать, но реставраторы спасли судно, и оно обрело новую жизнь. В последние годы «Ленинский комсомол» хранился на судомоторном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области. В 2021 году его перевезли в Кронштадт, и он стал частью экспозиции. Это единственный случай в мире, когда подлодку таких больших габаритов установили на суше, да ещё и в крытом помещении.
«Передислокация нашей первой атомной советской подлодки из Снежногорска в Кронштадт — это уникальное событие с точки зрения инженерии и логистики. Это своеобразная „Мона Лиза“ российского флота. Она преодолела более двух тысяч километров, чтобы приплыть сюда на вечную парковку. Перемещалось судно в том числе и по территории жилой застройки. Ради этого рабочим приходилось даже специально убирать поребрики и светофоры на улицах, а затем восстанавливать. Внешний корпус подлодки на сегодняшний день отреставрирован, и сейчас все работы проводятся внутри судна», — рассказала соорганизатор проекта «Кронштадт. Остров фортов» Марика Коротаева.
По её словам, с 1953 года порядка 70% элементов внутреннего декора было утрачено, и теперь по всей стране музейщики собирают нужные детали — подлинные артефакты с других лодок, чтобы реконструировать с исторической достоверностью внутреннее убранство подлодки.
Для этой цели даже была задействована команда «Ленфильма». Реставраторы мастерской «Невский баталист» восстановили приборы управления и навигации, реакторного отсека, освещения и связи. Ветераны-подводники консультировали музейщиков и тоже помогали искать недостающие детали. Многие из этих ветеранов сами служили на первом советском атомоходе и на других лодках этого проекта.
Так как судно не было изначально приспособлено для посещения туристов, специалисты работают также над обеспечением безопасности во внутренних помещениях. К декабрю 2023 года лодку обещают открыть для всех посетителей музея.