В Северной столице появился необычный Музей «Арт и Факты» (МАФ), соавтором которого выступил искусственный интеллект.
Музей развивает идею кабинетов редкостей, популярных в XVI-XVII веке. Посетителей ждет барочный калейдоскоп знаний и открытий, череда интересных фактов и причудливых историй, переосмысленных с позиции технологий и этики XXI века. Проект реализовала IT-компания «Аллио» — резидент инновационного центра «Сколково».
Экспозиция насчитывает больше сотни различных предметов и явлений из мировой истории. Сами экспонаты представлены таким образом, что человек будто погружается в атмосферу той эпохи. Дизайнеры очень удачно продумали все детали, чтобы вписать предметы в пространство. Посетитель из зала в зал переходит как по лабиринту, и каждый новый зал совершенно не похож на другие. Впечатление новизны уживается с ощущением камерного уюта.
Самый умный соавтор
Здесь можно посмотреть коллекцию оригинальных диковинок и вещей, которые невозможно найти больше нигде. Над концепцией музея трудились 300 человек более года. Сказать точно, сколько экспонатов, владельцы не могут — не считали. Они подчёркивают, что думали не о количестве, а стремились добиться качества, заинтересовать посетителя. Исторические и научные факты органично дополняют друг друга. Среди экспонатов есть и оригиналы с аукционов, и музейные копии. Например, челюсть мегалодона, которую реконструировали благодаря сохранившемуся зубу гигантского доисторического хищника, занимавшего верхушку пищевой цепи.
Соучредитель МАФ Валентина Суднишникова рассказала, что у команды проекта уже был успешный опыт — популярный музей рекордов и фактов «Титикака». Изначально это была выставка, которой со временем стало тесно, и организаторам пришлось искать ей более просторную площадку. Такая в Петербурге нашлась — историческое здание Варшавского вокзала, где им предоставили 1200 квадратных метров. Собирались переехать туда с экспонатами в течение трёх месяцев.
Перед этим они посетили несколько стран мира, чтобы понять, какие тенденции сейчас преобладают в музейной сфере и, признаюсь, сильно расстроились. Все известнейшие музеи созданы давно и делятся условно на классические, где скучают дети, и детские музеи, где родителям нечем себя занять, кроме смартфона. Идея соединить историю и современность пришла совершенно неожиданно, когда обдумывали проект. Решили сделать арт подачу, заинтересовать и взрослых, и детей.
«МАФ стал первым музеем, концепция и наполнение которого составлены искусственным интеллектом в равноценном партнерстве с человеком, — отмечает Валентина Суднишникова. — ИИ объединил в себе функции исследователя, проанализировавшего огромное количество данных, и соавтора контента. Безусловно, нам пришлось его длительно обучать. Но со временем практически все наши идеи мы стали пропускать через ИИ, советуясь с ним по самым разным вопросам: как представить экспонат, какой аромат нужно использовать в музее, какие экскурсии проводить. Таким образом, музей объединил три составляющие: энциклопедические факты, эстетику современной визуальной культуры и результаты машинного обучения (искусственный интеллект). Получился новый способ познания окружающего мира и себя».
Гроб, человек-великан и самая тонкая талия
Таких музеев в мире точно больше нет, хотя учредители отмечают, что у их проектов в сфере IT уже полно подражателей, и музей наверняка не станет исключением. Зато команде МАФ вдохновиться чем-то подобным за рубежом не удалось. Было бы в разы проще что-то подглядеть, интегрировать, «украсть как художник». С другой стороны, результат более чем впечатляющий, и Санкт-Петербург добавил ещё одну редкую жемчужину в своё богатейшее музейное ожерелье. После Эрмитажа и классических выставок человек непременно начинает искать других впечатлений: что-то оригинальное, запоминающееся, с приметами нашего времени. И вот здесь как раз он найдёт необыкновенные диковинки, или же встретит что-то очень знакомое из далёкого детства. Например, образец всеми любимого тетриса, который задумывался создателями как тренажёр для искусственного интеллекта, а стал любимой игрушкой детей в 1990-х годах.
Одной из необычных и спорных фигур выставки стал гроб из Ганы, который выполнены в виде бутылки из-под известной сладкой газировки. В Западной Африке есть такая традиция — праздновать переход усопшего в лучший мир. В 1957 году плотник Сет Кане Гвей сколотил гроб для собственной бабушки в виде самолёта. Уж очень любила старушка смотреть, как летают в небе эти гиганты. С тех пор плотник стал получать заказы на фантазийные саркофаги.
Также в музее практически подпирает потолок фигура самого высокого в мире человека Роберта Уодлоу ростом 2,72 метра. А фот фигуру обладателя самой пышной талии оригинально вписали в стену, ведь Уолтер Хадсон действительно застрял однажды в дверном проёме, откуда его пришлось вызволять большой команде спасателей. Тончайшую талию в истории — всего 33 сантиметра — показали на женском манекене в корсете. История британки Этель Грейнджер, которую муж надоумил ради красоты не снимать корсет даже на ночь, пугающе впечатляет.
Всё для развития семейного туризма
Коллекция музея, собранная его основателями за несколько лет путешествий и исследований, раскрывает разные грани познания — от чудес живой природы до современных технологий. Музей рассказывает о сложности и красоте природных объектов, позволяет погрузиться в атмосферу далёких путешествий и неизведанных открытий, изучить экзотические традиции народов мира и вдохновиться арт-работами современных российских художников и дизайнеров.
Заместитель председателя Комитета по туризму Санкт-Петербурга Нана Гвичия выразила уверенность, что МАФ станет новым местом притяжения жителей и гостей Санкт-Петербурга.
«Я уверена, что музей войдет в список самых интересных и посещаемых музеев нашего города, музеев новой туристской географии. Петербург давно стал городом, куда туристы возвращаются вновь и вновь, и им всегда интересно увидеть что-то новое. МАФ — музей, неотъемлемой частью которого является искусственный интеллект, а его продукты сейчас являются особенно важными факторами для развития семейного туризма», — отметила Нана Гвичия.
Музейное пространство встроилось в площадку бывшего Варшавского вокзала как родное, ведь концепция этого места тоже непростая.
«У нас также соединяется историческое наследие и современность. Иначе и быть не могло, ведь мы получили здание XIX века, с этим приходилось считаться, — сказал генеральный директор фудмолла Никита Улыбин. — Прекрасный образец архитектуры мы интегрировали в него все современные идеи максимально гармонично. Предложению открыть здесь музей мы очень обрадовались. Площадка максимально развивает идею досуга, ведь мы не про еду. Несмотря на то, что у нас самый большой фудмолл России, здесь всего треть пространства занимают рестораны».
Планируется, что филиалы МАФ вскоре появятся в Москве и в Казани. А в Петербурге продолжают заполнять пространство: здесь есть залы под мастер-классы, которые сейчас продумывают создатели музея.