«Сначала любить — потом учить» — эта фраза принадлежит Карлу Маю, основавшему в Петербурге в 1856-м году уникальную школу. Там у детей развивали в равной степени ум, нравственные качества, эстетические чувства, волю и здоровье. Талантливый педагог искал индивидуальный подход к каждому ученику и считал, что образование и воспитание — конечная цель всякого преподавания.
Принципы, заложенные Карлом Маем, используют в своей работе преподаватели некоторых современных школ. При этом педагогический подход к системе образования может применяться разный.
«Сейчас можно выделить три подхода к системе образования. Первый — это дисциплинарный. Он подойдет детям и родителям, которые хотят достигать высоких академических результатов, чтобы ребенок в какой-то определенной области знал больше, лучше и мог составлять конкуренцию на самом высоком уровне. Обычно такие школы добавляют в название направление профиля: физико-математическая, гуманитарная и пр. Это так называемая «дисциплинарная педагогика», — отметил координационный директор школы «Сверхновая» Валерий Астанчук.
Второй подход часто называют «неформальным образованием», хотя оно также находится в области всех остальных педагогических подходов — это личностно-ориентированный подход, в котором педагогическая концепция строится вокруг личности ребенка. Если в дисциплинарной педагогике ребенок — это глина, из которой мы лепим сосуд, то в личностно-ориентированной — это сосуд, который мы наполняем. Здесь не ожидают высоких академических результатов, а ожидают развития коммуникативных способностей, много внимания уделяется творчеству, строятся межпредметные связи (например, если мы изучаем литературу, можем пойти с детьми в лес — смотреть, о чем писал автор).
Третья категория школ, к которой относится и «Сверхновая» — это школы деятельностного подхода. Здесь ребенок должен знания для себя открывать, узнавать. И главным тезисом обучения становится такой: «Нужно исследовать проблему, с которой ты сталкиваешься. Исследуя проблему, ты открываешь для себя какое-то новое знание». Подход ещё называется «эвристический» (вспомните Архимеда и его возглас «Эврика!»).
Ребенок после занятий должен сказать: «Эврика! Я понял, как это работает!»
В «Сверхновой» нет узконаправленной специализации, здесь обучают по универсальному профилю. Каждый ученик к девятому классу уже точно определяет направление, куда хочет идти. К примеру, ребенок мечтает стать врачом, тогда больше внимания уделяется химии и биологии. Если ребенку нужна география или физика с математикой — в его расписании будет больше этих предметов. Формируется так называемый «индивидуальный маршрут». Помогают в этом кураторы и учителя.
Педагогов в «Сверхновую» начали отбирать задолго до открытия школы (школа открылась год назад).
«Отбор проводился в шесть этапов. Сначала мы определяли, насколько будущему педагогу нашей школы близки наш подход к детям, наши идеи, инструменты, которыми мы пользуемся», — рассказал соучредитель школы «Сверхновая» Фёдор Глазов.
Потом прояснялся уровень коммуникативных навыков, педагогической компетенции, оценивалось решение задач в рамках кейса по предмету. На каждом этапе кто-то отсеивался. Дальше — очная сессия, две субботы подряд. Первый день — личная презентация. Мы смотрели, насколько человек харизматичен, оценивали его человеческие качества. Потом было групповое задание — оценивалось, насколько он готов работать в совершенно новых, незнакомых условиях, как проявится в групповой работе. На следующем этапе нужно было провести урок для своих коллег. Тот, кто проходил и этот этап, приглашался на встречу с учредителями школы. В результате из 2716 претендентов мы сделали предложение о работе 68-ми.
Сегодня в «Сверхновой» — один из лучших педагогических коллективов в стране, и штат постоянно увеличивается. В прошлом году в школе обучались 160 детей, в этом порог переступят более 300 ребят, а уже в следующем учебном году классы будут укомплектованы полностью («Сверхновая» рассчитана на 450 учеников).
Расположение на всесезонном курорте «Охта Парк» позволяет уделять внимание развитию индивидуальности каждого ребенка. В преддверии первого сентября в школе начал работать кампус, в котором ученики 7–11 классов могут жить в течение всего учебного года, а на выходные и каникулы уезжать домой.
Кампус — не просто здание с комнатами. Это «второй дом» для ребят, пространство для их развития.
«Считается, что самая крепкая дружба — институтская, а школьная обычно уходит на второй план. Но если взять Пушкина и его товарищей по Царскосельскому лицею, то они вспоминали учебу в лицее как лучшие свои годы: вместе учились, жили, творили... И лицейскую дружбу они пронесли через всю жизнь», — добавила генеральный директор школы «Сверхновая» Елизавета Глазова.
Ученики нашей школы начиная с седьмого класса имеют возможность жить в кампусе. И я уверена, что наши ребята не только станут самостоятельными, разносторонними, творческими личностями, но и научатся по-настоящему дружить. «Сверхновая» создана для того, чтобы помочь родителям вырастить ребенка, ответственного за свое благополучие, умеющего ставить цели и доводить дела до конца.
Основатели школы считают, что ученик — не объект, к которому прикладывается чьё-то «великое педагогическое мастерство», а полноценный участник образовательного процесса. Он сам может влиять на то, как и чему учиться. Команда «Сверхновой» перефразировала Карла Мая («Сначала любить — потом учить») и следует собственному девизу — «Любящее требование».
Школа «Сверхновая» — проект семьи Глазовых (авторов и владельцев других известных образовательных проектов — «Пять с плюсом» и «Точка Притяжения»). Инвесторами выступили «Охта Парк», инвестиционная компания «ИКС 2» Олега Барабанова и Светлана Кашина (супруга главы «ЭГО-холдинга» Александра Кашина).