Среди произведений искусства, прочно связанных с Петербургом, есть мировые ценности с особой судьбой. Один из таких раритетов – Янтарная комната, которая находится в Екатерининском дворце Царского Села. 20 лет назад этот шедевр был заново воссоздан. Почему в её истории столько трагизма и загадок, а многие тайны не раскрыты до сих пор?
«Давно желали»
«История создания комнаты начинается в 1701 году, когда прусский король Фридрих I и его супруга Шарлотта получают при коронации в Кёнигсберге две роскошные янтарные рамы, изготовленные в конце XVII века, – рассказывает заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. – Исследователи считают, что именно Шарлотте, которая была многогранной личностью, принадлежит идея заполнить рамы янтарём и создать «солнечную комнату». Но в 1705 году королева умирает, а в 1713-м не стало и самого монарха».
Далее на историческую сцену выходит их сын – Фридрих Вильгельм I, известный как «солдатский король». Он в 1717-м и подарил панно Петру Первому, надеясь на помощь и дальнейший союз. Российский император давно хотел заполучить «диковинку, которую свет не видел», что подтверждают следующие строки: «Король одарил меня изрядным презентом – яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, кабинетом янтарным, о чём давно желали». Однако когда «презент» был распакован, Пётр разочаровался. Кабинет состоял из отдельных частей, был не завершён, не хватало деталей… В итоге собранной комнату царь так и не увидел, а панели сложили в кладовые и разные хозяйственные помещения.
Вспомнила о кабинете только Елизавета Петровна, которая велела перенести его сначала в Зимний дворец, а затем в Царское Село. «Убрать одну камору каменьями по всем четырём стенам» она приказала своему любимому архитектору Растрелли. Сделать это оказалось непросто, так как высота залов в Екатерининском дворце была намного больше немецких покоев. Но Растрелли блестяще справился с задачей. Он добавил в интерьер новые элементы, а также виртуозно соединил «камору» с «золотой» анфиладой. Кроме того, картины заменили флорентийскими мозаиками-аллегориями из цветных камней, изображавшими пять чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние». Кстати, именно тогда из Пруссии был вызван первый хранитель, чтобы ухаживать за янтарём. Затем эстафету перенял его сын. Эта традиция сохраняется и сегодня! Раз в неделю приходит мастер по янтарю и смотрит за его состоянием.
Десять дней грабили дворец
Приняла участие в оформлении необычного интерьера и Екатерина II. При ней активно начинает работать янтарная мастерская. Императрица любила проводить в «янтарной зале» вечера за игрой в карты. Также при Екатерине начинает складываться янтарная коллекция, которую формировали все российские императоры. Последнее приобретение было сделано Николаем II, но этот дар не сохранился.
Именно Николай в 1913 году обратил внимание, что комната обветшала. Сказывалось деревянное основание панелей, клей, печное отопление, пыль, влажность, сквозняки. К тому же янтарь для блеска красили натуральной олифой. Она действительно сначала оживляла камень, но затем он темнел. В 1914-м наметили реставрацию, однако грянула Первая мировая. Ещё раз большие восстановительные работы запланировали на 1940-й, но началась Великая Отечественная.
«Фашисты захватили Пушкин в сентябре 1941-го. А уже 1 октября к дворцу подъехал фургон, где находились 16 солдат строительного батальона, – восстанавливает страницы прошлого хранитель живописи ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская. – Первым делом они пришли в Янтарную комнату, которая значилась в списках на вывоз под первым номером. Почему эту жемчужину вместе с другими ценностями не эвакуировали? Янтарь был очень хрупким, сыпался, и сотрудники музея решили для сохранности декор хорошо законсервировать. К тому же не верили, что враги могут всё уничтожить. Но случилось самое страшное. Немцы аккуратно демонтировали все мозаики и вывезли вместе с рамами. Они как раз считали, что это их национальное достояние, и Фридрих совершил огромную ошибку, подарив такое богатство Петру».
Далее десять дней шёл полный грабёж Екатерининского дворца. В итоге из Пушкина гитлеровцы вывезли 5 пульмановских вагонов, доверху наполненных произведениями искусства. Они приехали в Псков, где работали немецкие искусствоведы, определявшие, куда что определить. Сначала сокровище предназначалось для музея фюрера в Линце, но затем события сложились так, что её отправили под присмотр доктора Роде, крупнейшего специалиста фашистской Германии по янтарю. Так круг замкнулся, в ноябре 1941-го комната снова оказалась в Кёнигсберге, где и началась её история. Документы подтверждают, что она выставлялась в музее местного Королевского замка и была там до 1944-го. Затем из-за налёта авиации англичан произошёл пожар, в 1945-м ещё один, и с тех пор её следы теряются. А западные специалисты, по горячим следам пытавшиеся узнать её тайну, были убиты или внезапно умерли.
Шесть тонн янтаря
В нашей стране работы по её воссозданию начались в 1983 году по проекту архитектора Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, установлены первые панели нижнего яруса и угловой столик. Ещё через два года реставраторы Царскосельской янтарной мастерской завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение».
«В течение всего времени нас беспокоил один вопрос: насколько то, что мы воссоздавали по чёрно-белым фотографиям, каким-то описаниям, воспоминаниям, насколько это соответствует оригиналу, – приоткрывает творческие секреты директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. – Помогла удивительная находка в конце 1990-х подлинной мозаики. Она была похищена в период оккупации, а потом объявилась на антикварном рынке в Берлине. Находка подтвердила: даже если это не оригинал, то высочайшее произведение камнерезного искусства».
А весной 2000 года случилось ещё одно чудо. В музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.
24 года продолжалась работа над воссозданием «восьмого чуда света». Было использовано шесть тонн янтаря. «Камень выгорает от времени. Но у нас уже 20 лет стоит и пока не выгорел за счёт насыщенных оттенков и окон с защитой от ультрафиолетовых лучей», – говорит Наталия Мазур, реставратор III категории Царскосельской янтарной мастерской, участвовавшая в воссоздании комнаты. Ещё один секрет – чтобы янтарь сверкал и был виден рисунок, под прозрачные пластины подкладывают позолоченную фольгу.
Полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В 2022 году ГМЗ «Царское Село» создал её виртуальную версию, и теперь точную интерактивную модель шедевра могут увидеть все желающие. Ну а те, кто приходит в залы музея, не устают восхищаться воссозданной красотой. И по праву называют уже возрожденную Янтарную комнату «восьмым чудом света».