С 6 по 18 октября 2023 года один из крупнейших международных театральных форумов России прошел в 33-й раз под девизом «Взгляд на Восток». Фестиваль обратил особое внимание на театральное искусство Индии и Ирана, а также представил взгляд российских театров на искусство Востока и показал особый этнический колорит национальных театров республик России.
Руководитель фестиваля, Сергей Григорьевич Шуб, подвел итоги форума: «Фестиваль на протяжении всей своей истории старается открывать для себя и для зрителя что-то новое. В свое время мы „прорубили“ театральное окно в Европу, в Балтию. Однако всегда следует расширять горизонты. В этом году фестиваль прошел под девизом „Взгляд на Восток“. Мы обратились к культуре древней, загадочной, неизведанной. И ни минуты не пожалели об этом решении. Привезли в Петербург коллективы из Индии и Ирана, представили взгляд российских театров на произведения восточных авторов и обратились к ритуальному, этническому театру.
Сегодня, подводя итоги фестиваля, я могу сказать, что за эти 13 дней мы лишь прикоснулись к богатой культуре Востока, которую можно исследовать годами и десятилетиями. Восточный театр — это яркое, живое, профессиональное искусство, со своими традициями и своим современным, узнаваемым лицом. Благодаря программе этого года, для многих людей открылся мир восточного театра, и они с нетерпением будут ждать новой встречи с понравившимися им театральными коллективами».
В особом фокусе фестиваля находился современный индийский театр. Театральная лаборатория «Адишакхти» (Пудучерри, Индия) представила спектакль Нимми Рапхель «Бали». Постановку крупнейшего театрального режиссера Индии Раджата Капура «Ничего похожего на Лира» показала Театральная компания «Синематограф» (Мумбаи, Индия). Команда «B SPOT Productions» (Мумбаи, Индия) привезла на сцену «Балтийского дома» спектакль, созданный на основе главного фольклорного танца штата Махараштра «Цвет Лавани» в инсценировке и постановке Бхушана Коргаонкара.
Современный иранский театр представил Тегеранский университет спектаклем «Речь Гурдофарид» по тексту «Книги царей» («Шахнаме») персидского поэта Фирдоуси. Режиссер —Рахмат Амини.
Осмысление литературных произведений Востока российскими театрами в программе представили Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина спектаклем Никиты Кобелева «Лягушки», Московский драматический театр имени А.С. Пушкина постановкой «Стражи Тадж-Махала» режиссера Алексея Золотовицкого и Государственный театр коренных малочисленных народов Севера из Якутска спектаклем Сергея Потапова «В чаще».
В программу фестиваля также вошли спектакли, в которых важнейшую роль играет народный эпос. Созданная на основе белорусских колыбельных песен постановка «Пачупки» Евгения Корняга (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск) погрузила зрителей фестиваля в темный мир до рождения. Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Элиста, Калмыкия) представил спектакль з.д.и. России и Республики Калмыкия Бориса Манджиева «Араш», а Московский еврейский театр «Шалом» — постановку Олега Липовецкого «Моня Цацкес — знаменосец» по повести Эфраима Севелы. Завершил фестиваль Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ, Бурятия) представит спектакль Олега Юмова «Лес/Ой» в двух частях: «Лес. Начало/Ой. Эхин» и «Лес. Продолжение/Ой. Тугэсхэл».
Клуб фестиваля «Кофе по-восточному» представил обширную лекционную программу, мастер-классы, выставки, читки пьес и даже дефиле Индийского института модных технологий JD. Студенческая программа «Взгляд в будущее» познакомила петербургских зрителей со спектаклями ведущих театральных вузов России — ГИТИСа, ВГИКа и РГИСИ.