Латиноамериканские танцы не выходят из моды. Климат в России неприветлив для уличных танцев, как это принято в странах, где зародились сальса, бачата. Однако танцы эти прекрасно живут на паркете и здорово преображают людей.
Почему так? Есть ли особый петербургский стиль в танцах, и в чём выражается их социальность? Об этом рассказал владелец школы социальных танцев в Петербурге Нейро Диас.
Ритмы в крови
Нейро Диас приехал из Колумбии в 1998 году учиться в Санкт-Петербург. Интересно, что здесь же он вырос и как преподаватель танцев. Начинал танцевальную карьеру артистом — с выступлений на вечеринках и корпоративах. Три года он преподавал сальсу в одной из петербургских студий, а затем в 2009 году открыл собственную школу.
Нейро соглашается с тем, что народные танцы, которые у них танцуют почти все люди на улице по вечерам и выходным, дети впитывают с малых с лет.
«Люди танцуют друг с другом с детства, приобретают навыки, развивают слух, ритм, запоминают танцевальные движения, но для того, чтобы заниматься профессионально и преподавать, нужно учиться, как и всему остальному, — говорит он. — У нас люди заканчивают академии искусства, изучают хореографию, однако народные социальные танцы не изучают глубоко. Это наша культура, и мы воспринимаем её как нечто само собой разумеющееся. Умею я танцевать, двигаюсь и всё, зачем ещё платить за это деньги? Когда сюда приезжают работать преподаватели социальных танцев, сталкиваются с тем, что знаний недостаточно, и начинают навёрстывать».
Попасть в класс к преподавателю-латиноамериканцу означает прикоснуться к культуре другого народа чуть глубже. Он понимает, о чём песня, знает историю танца, вносит свой колорит на занятия, добавляет не только танцевальные знания, но и характер, менталитет.
Приходят зажатые
В школе танцев вечер оживлённый. Из залов доносится разная по ритму музыка, слышен счёт преподавателей. Там, где танцуют бачату, очень людно. Мужчины и женщины двигаются под музыку, они расслаблены, улыбаются и по сигналу тренера меняются парами. Удивительно, что здесь немало партнёров-мужчин. Ни одна дама не обделена вниманием.
«Нам проще, потому что многие партнёры приходят из-за того, что им сложно общаться в обычной жизни. Здесь важно то, как ты танцуешь. Успех твой зависит от того, как ты хорошо ведёшь, как общаешься. По большому счёту именно это и цепляет. Часто когда парень знакомится с девушкой, та обращает внимание, во что он одет, есть ли у него машина, где он живёт и есть ли квартира, насколько он хорошо зарабатывает и прочее. А в танцах есть человек. Я не говорю о том, что мужчина не должен стремиться к хорошему уровню жизни и зарабатывать. Просто здесь люди знакомятся не на уровне социальных функций и ролей, а именно как личности. Они здесь чтобы общаться и учиться этому», — объясняет Нейро Диас.
Взаимодействие в танце очень похоже на жизнь. Бывает, что партнёр, к примеру, ломает партнёршу, командует, требует или, напротив, сваливает всю ответственность на неё. Такая пара долго на паркете не протанцует или удовольствия не получит. Нейро отмечает и другую особенность. У них занимаются успешные женщины, которые в жизни привыкли руководить. Им очень сложно быть ведомыми, подчиняться, а ведь в танце всегда ведёт только мужчина. Она прислушивается и идёт за ним, пытается предугадать, что он хочет сделать, понять его и продолжить. Именно партнёр задаёт движения, а она выполняет и следует. Если женщина сама привыкла ставить музыку, ей приходится непросто. Такая социализация очень полезна. Люди учатся следовать друг за другом, прислушиваться, доверять, общаться в танце, и в обыденной жизни им потом проще налаживать отношения.
«Партнёр бывает стеснительный, ему не хватает решительности, а здесь он начинает приобретать навыки. Мужчины обретают уверенность, легче общаются. И эти перемены в человеке очень заметны, ведь они приходят с проблемами в общении, — рассказывает Нейро Диас. — Чаще всего люди зажатые, очень скованные, даже не здороваются, плохо контактируют с другими. Проходит время, и вот он уже приветливый, обнимается с новыми друзьями, целует кого-то в щёку. Социальные танцы — это обязательный тесный контакт с людьми. Есть ученики, которых психологи направили к нам, и им занятия помогают».
Отдых, танец, общение — вот главная ценность таких клубов. Здесь люди обучаются тому, чтобы приятно и хорошо проводить время на вечеринках, фестивалях, чувствовать себя свободно, раскованно. На первый план выходит не технический аспект, а социальный.
Свой менталитет
Особенного петербургского стиля за десятилетия существования этих танцев в России не зародилось. Однако у каждого города есть свой менталитет.
«В Москве больше преподавателей и школ, уровень технически выше, но есть и небольшие города, где немного учителей и танцующих, а уровень достойный, — говорит Нейро. — От чего это зависит, я не знаю. Но Петербург я бы не сравнивал ни с каким другим городом, он особенный, похожих городов на него нет».
Популярность танцев не утихает. Мода приходит, уходит, а латиноамериканские ритмы будто вне времени, но и внутри этой культуры определённые тренды всё же есть.
«Когда я приехал, танцевали только сальсу, через некоторое время пришла бачата, потом в моду вошла кизомба, а сейчас наблюдается возрождение бачаты уже в современном виде. Её обогатили, добавили движения из других танцев. За счёт этого она сейчас проживает вторую волну популярности», — считает Нейро.
Причём бачата как раз тот стиль, с которого лучше всего начинать знакомство с латиноамериканскими танцами. Технически она проще сальсы или кизомбы, при этом танец довольно яркий. Обычно наборы как раз и ведутся с нуля, а в среднем в танцах люди проводят от двух до трёх лет. Кто-то остаётся и дальше развивает технику, кто-то делает перерыв, затем снова возвращается. Однако танцы не наскучивают за счёт того, что постоянно меняются, совершенствуются. Новые преподаватели приходят из других танцевальных направлений, происходит постоянная ассимиляция, и человеку всегда есть чему учиться.