Под Петербургом группа велосипедисток 14-15 лет попала под колёса фуры. Две из них погибли, остальные получили травмы различной степени тяжести. По факту трагедии завели сразу два уголовных дела. Spb.aif.ru выяснил, как проходят тренировки шоссеров и почему даже соблюдение всех требований не обезопасит их.
Формально всё нормально?
Смертельная авария произошла накануне 7 сентября в Выборгском районе Ленобласти — на трассе «Скандинавия» фура влетела в колонну девочек-велосипедисток из спортшколы олимпийского резерва. Две погибли сразу же на месте ДТП от полученных травм, ещё семерых, а также их тренера, экстренно госпитализировали.
Пока следователи устанавливают все обстоятельства и причины трагедии. По предварительной информации, водитель грузовика, 31-летний гражданин ближнего зарубежья, уснул за рулём. Сейчас мужчина находится под стражей, в ближайшее время ему изберут меру пресечения. В отношении виновника аварии завели уголовное дело по части 5 статьи 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Ещё одно дело завели за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших гибель несовершеннолетних по статье 238 УК РФ. Как выяснилось, тренер Юрий Воробейкин не согласовал занятие с группой детей на трассе «Скандинавия». И, несмотря на отсутствие разрешения, отправился с девочками на скоростную трассу.
Вместе с этим, как в беседе с spb.aif.ru отмечали эксперты, формально все требования были соблюдены — машина прикрытия с маркировкой и спецсигналами сопровождала велосипедисток, замыкая колонну. При этом, почему тренер решил проводить занятия на скоростной трассе — вопрос. Руководитель АНО «Петербургское велообщество» Павел Хусу отмечает, что петербургские шоссеры традиционно проводят тренировки на Приморском шоссе, где допустимые скорости ниже и водители так или иначе привыкли к группам велосипедистов на обочинах.
Кадры с места ДТП на трассе «Скандинавия», где погибли юные велосипедистки
Одна трасса на всю страну
В школе-интернате олимпийского резерва Курортного района никак не комментировали ситуацию. Однако, как отмечают профессиональные велосипедисты, на данный момент практически нет мест для шоссейных тренировок. На всю Россию существуют лишь один предназначенный для этого объект — олимпийская кольцевая велотрасса на Крылатских холмах (Москва), которую построили в 1979-м к Олимпийским играм.
Поэтому шоссеры вынуждены тренироваться на обычных дорогах. Так, собственно, проходят занятия не только в России, но и за границей, в европейских странах.
«Тренировки на шоссе в принципе нормальная во всём мире практика. В других странах обстоит всё так же, но условия совсем разные. Если, например, в европейских странах ограничение скорости на большинстве дорог 50-55 км/ч и нет никаких допустимых +20 км/ч, то у нас, к сожалению, на трассах делают ограничение, как на „Скандинавии“, 90 км/ч и добавляем нештрафуемый порог в 20 км/ч — получаем 110 км/ч. В итоге машины двигаются по проезжей части с очень опасной скоростью. При столкновении на такой скорости и у велосипедиста, и у пешехода шансы выжить — минимальны», — объяснил Павел Хусу.
«Необходимо снижать скорость»
Сейчас велосипедисты Петербурга чаще всего тренируются на Приморском шоссе. Автомобили там нередко разгоняются до 100 км/ч и выше. Поэтому участок может и менее опасен, чем та же «Скандинавия», но не намного.
По словам руководителя АНО «Петербургское велообщество», есть два варианта избежать таких трагедий в будущем. Первый, построить по всей стране специализированные трассы для шоссеров, но это требует больших бюджетных затрат. Второй вариант — системное решение вопроса с дорожной безопасностью, а именно — снижение допустимой скорости.
«Нужно сокращать до 3-5 км/ч порог допустимого превышения. Современные автомобили уже давно оснащены спидометрами, которые точно отображают скорость машины во время движения практически без погрешности. Вместе с этим необходимо в общем снижать скорость транспорта до безопасных значений. Во всём цивилизованном мире на городских дорогах действует ограничение в 30км/ч и 50 км/ч — на магистралях. У нас на том же Приморском шоссе, которое в черте города, надо как минимум, сделать ограничение 50 км/ч. Чтобы спортсмены могли безопасно тренироваться и просто велосипедисты и пешеходы могли как-то передвигаться без такого риска для жизни. Если говорить о том, что реально можно сделать прямо сейчас — это ввести ограничение скорости на определённых участках, где тренируются велосипедисты. Например, возвращаясь к Приморскому шоссе, ввести там режим в 30 км/ч, поставить камеры и т.д. В итоге поток будет ехать где-то со скоростью 49 км/ч и это будет намного более безопасно для всех участников движения», — заключил собеседник издания.