Как часто вы напрямую по телефону общаетесь с главой компании? Оказывается, позвонить вам с просьбой о помощи могут в любой момент, даже если вы простой кассир или линейный сотрудник, перекладывающий бумажки. Именно такой новый способ обмана придумали и уже успешно внедрили мошенники.
На связи ваш директор!
«Алло, вы не узнаете своего руководителя?» — вопрошает на другом конце провода строгий голос. В автобусной давке по дороге на работу или после сложного совещания сложно анализировать с кем вы на самом деле ведете диалог.
Чаще всего мошеннические звонки строятся по двум линиям. Первая — звонок от нынешнего руководителя. Человека просят срочно перевести начальнику некую сумму денег. Это может быть как 50 тысяч рублей, так и все 100 тысяч. Мол, оформляют договор с поставщиком, а бухгалтерия запуталась и не может оперативно помочь.
Второй способ — это звонок от бывшего работодателя. По легенде, в организации произошла утечка данных (или проверка налоговой, зависит от фантазии мошенника), и требуется подтвердить свои данные. Конечно, все они будут украдены, чтобы с их помощью зайти не только в соцсети, но и получить доступ к «Госуслугам» и банковским счетам.
Но как мошенникам удается выдавать себя за начальников? Одни работают наугад — скорее всего вы не знаете мобильный шефа, поэтому, можете поверить в то, что вам скажет собеседник. Но с развитием социальной инженерии способы обмана становятся все более изощренными: мошенники буквально воруют личность человека.
«Злоумышленники научились создавать дипфейки, — рассказывает кандидат технических наук Илья Попов. — При помощи специальных программ мошенник подделывает голос и физический облик на экране. В ходе телефонного звонка, а особенно видеозвонка, сложно заподозрить обман».
А кто обманется?
Правда ли, что на такие сообщения клюют исключительно работники-перфекционисты? Доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, доктор психологических наук Роман Демьянчук объясняет, что жертвой может стать любой. И дело не только в доверчивости.
«Были исследования в области социальной психологии, которые показали, что человек быстро реагирует на разнообразные титулы, звания, должности, регалии, и неважно, они озвучиваются по телефону, или указываются в письме. Если регалии сочетаются с известной фамилией, то эффект усиливается.
Мошенники звонят в те временные промежутки, когда у жертвы нет времени на размышление: это разгар рабочего дня, цейтнот.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и психологический типаж человека. Покладистые работники, привыкшие выполнять распоряжение руководителей быстро и четко в большей степени склонны попадаться на подобные удочки. Это касается и тревожных, внушаемых людей, работников, которые не могу быстро включить критическое мышление: а действительно ли мне, среднестатистическому сотруднику, напрямую звонит глава корпорации?»
Как защититься? Проверить, с кем вы говорите. Если в вашей телефонной книжке нет контактов звонящего босса — не стесняйтесь уточнить информацию о звонке в приемной руководителя. Чтобы точно знать, что выполняете поручение начальника, а не мошенника.