(обновлено )
Примерное время чтения: 4 минуты
274

Звонок от руководителя. Новые способы обмана придумали мошенники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Петербург 26/06/2024
Если вам позвонит Дональд Трамп, не удивляйтесь.
Если вам позвонит Дональд Трамп, не удивляйтесь. / Вероника Такмовцева / Коллаж АиФ

Как часто вы напрямую по телефону общаетесь с главой компании? Оказывается, позвонить вам с просьбой о помощи могут в любой момент, даже если вы простой кассир или линейный сотрудник, перекладывающий бумажки. Именно такой новый способ обмана придумали и уже успешно внедрили мошенники.

На связи ваш директор!

«Алло, вы не узнаете своего руководителя?» — вопрошает на другом конце провода строгий голос. В автобусной давке по дороге на работу или после сложного совещания сложно анализировать с кем вы на самом деле ведете диалог.

Чаще всего мошеннические звонки строятся по двум линиям. Первая — звонок от нынешнего руководителя. Человека просят срочно перевести начальнику некую сумму денег. Это может быть как 50 тысяч рублей, так и все 100 тысяч. Мол, оформляют договор с поставщиком, а бухгалтерия запуталась и не может оперативно помочь.

Второй способ — это звонок от бывшего работодателя. По легенде, в организации произошла утечка данных (или проверка налоговой, зависит от фантазии мошенника), и требуется подтвердить свои данные. Конечно, все они будут украдены, чтобы с их помощью зайти не только в соцсети, но и получить доступ к «Госуслугам» и банковским счетам.

Но как мошенникам удается выдавать себя за начальников? Одни работают наугад — скорее всего вы не знаете мобильный шефа, поэтому, можете поверить в то, что вам скажет собеседник. Но с развитием социальной инженерии способы обмана становятся все более изощренными: мошенники буквально воруют личность человека.

«Злоумышленники научились создавать дипфейки, — рассказывает кандидат технических наук Илья Попов. — При помощи специальных программ мошенник подделывает голос и физический облик на экране. В ходе телефонного звонка, а особенно видеозвонка, сложно заподозрить обман».

А кто обманется?

Правда ли, что на такие сообщения клюют исключительно работники-перфекционисты? Доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, доктор психологических наук Роман Демьянчук объясняет, что жертвой может стать любой. И дело не только в доверчивости.

«Были исследования в области социальной психологии, которые показали, что человек быстро реагирует на разнообразные титулы, звания, должности, регалии, и неважно, они озвучиваются по телефону, или указываются в письме. Если регалии сочетаются с известной фамилией, то эффект усиливается.

Мошенники звонят в те временные промежутки, когда у жертвы нет времени на размышление: это разгар рабочего дня, цейтнот.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и психологический типаж человека. Покладистые работники, привыкшие выполнять распоряжение руководителей быстро и четко в большей степени склонны попадаться на подобные удочки. Это касается и тревожных, внушаемых людей, работников, которые не могу быстро включить критическое мышление: а действительно ли мне, среднестатистическому сотруднику, напрямую звонит глава корпорации?»

Как защититься? Проверить, с кем вы говорите. Если в вашей телефонной книжке нет контактов звонящего босса — не стесняйтесь уточнить информацию о звонке в приемной руководителя. Чтобы точно знать, что выполняете поручение начальника, а не мошенника.

Кстати: иск к оператору сотовой связи
Прокуратура Ленобласти подала иск к оператору сотовой связи о взыскании с него в пользу обманутого телефонными мошенниками потерпевшего. Это, как сообщает пресс-служба надзорного ведомства, первый такой иск в стране. Напомним, нередко мошенники атакуют россиян, находясь в других странах или подменяя номер на российский с помощью спецпрограмм. В прокуратуре указали, что закон содержит положения об обязанности оператора связи прекратить оказание услуг (не пропустить иностранный вызов в свою сеть), если номер абонента искусственно подменён. Если оператор такую обязанность не выполняет, это является основанием для его привлечения к административной ответственности по статье 13.2.1 КоАП РФ. Руководствуясь данными положениями, прокурор Ломоносовского района Ленобласти направил исковое заявление в защиту прав 84-летнего жителя 47-го региона. В нём содержится требование взыскать с оператора связи в его пользу похищенные мошенниками средства (250 тысяч рублей), а также компенсацию морального вреда.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах