Ленобласть по результатам минувшего года неожиданно стала центром российского виноделия: именно здесь, под Гатчиной, было выпущено более всего тихих вин. При этом производителям не хватает сырья даже в южных районах страны, где под это дело выращивают виноград. По мнению экспертов, этот феномен указывает на важный изъян госрегулирования в этой сфере.
Перелом, да не тот
По результатам 2021 года Гатчинский спиртовой завод (ГСЗ) Ленобласти выпустил 25 млн литров тихих вин, заняв первое место в рейтинге производителей этих напитков в России. Таковы результаты исследования «Ведомостей», полученных на основе данных Росалкогольрегулирования (в ведомстве пояснили, что не предоставляли изданию эту информацию, поскольку «обременены коммерческой тайной», - прим. ред.).
Поскольку в России виноградники есть только в Краснодарском крае, Ростовской области, Крыму, Дагестане, Ставропольском крае и, в минимальных количествах, других областях, ожидалось, что 2021 год станет переломным и в лидеры выйдут виноделы из этих районов. Как же вышло, что пальму первенства взяла суровая в климатическом плане Ленобласть?
По мнению винного журналиста и независимого эксперта Игоря Сердюка, история со статистикой российского винного рынка – «серая и скользкая». «Сегодня, полтора года спустя после принятия нового закона, мы видим серьезные несоответствия в данных между потенциально возможным объемом вина, которое можно произвести в России из легально выращенного здесь винограда, и тем, что в стране реально продается под винными этикетками. Такого объема вина сейчас быть просто не может быть. В России пока слишком мало виноградников. Для того и нужен был этот закон, чтобы развивать их, но это нельзя сделать «по щелчку». Из-за плохих погодных условий многие хозяйства в прошлом году недополучили до 30% урожая. Цена хорошего винограда поднялась больше чем в два раза, и до сих пор это кране дефицитное сырье. В таких условиях виноделы выживают, как могут. И велика вероятность, что под видом российского вина некоторые предприятия все еще находят возможность продавать тот же балк», – сказал эксперт. При этом он подчеркнул, что не был «с инспекцией» на заводе в Гатчине, поэтому не может знать наверняка, что именно там разливают в бутылки.
Калитка для балка
Главный изъян Закона о вине оказался в том, что оставил лазейку недобросовестной конкуренции. Балк по-прежнему можно использовать для производства винных напитков, используя соответствующую маркировку. Но пометка «не является вином» снижает в глазах потребителя ценность такого продукта. Поэтому зачастую на полках один напиток выдает себя за другой. И даже если прийти с проверкой к производителю и обнаружить у него «в хозяйстве» балк, это не будет означать, что непорядочный винодел был пойман за руку, если по документам он делает и вино, и винные напитки. К тому же до 2027-го года российским предприятиям разрешено использовать балк для производства коньяка, который зачастую также разливают такие компании-многостаночники. В этом случае производителю даже не нужно алиби в виде виносодержащих напитков: использование балка в вине будет прикрыто производством его более крепкого собрата.
Есть и еще одна лазейка. Производитель может действительно владеть виноградником, который по документам будет выдавать тонны винного сырья, процветать и благоухать, а в реальности может быть низкоурожайным или даже просто неплодоносящим. Недостаточный контроль за урожайностью виноградников дает виноделу возможность подгонять под этот бумажный урожай «серый» балк, продавая его, как вино. Опрошенные «АиФ» эксперты отметили, что сегодня это очень распространено.
Так иностранный балк по-прежнему просачивается в отечественное виноделие несмотря на закон, который был призван его исключить. По данным сервиса SeldonBasis, ГСЗ имеет дочернее предприятие ООО «Завод марочных вин Коктебель», расположенное в Крыму. На сайте компании указано, что она «обладает собственными виноградниками, расположенными на площади около 1 070 га». Однако в рейтинге фигурирует именно ГСЗ. На вопросы «АиФ» представители спиртзавода не ответили.
Сергей Панов, винный журналист, Meininger Wine Business International:
«История с балком – это нерыночная конкуренция со стороны тех, кого называют «производителями статистического фальсификата», ущемляющая российских виноделов, которые работают со своим виноградом. Дело в том, что стоимость производства вина в России значительно выше, чем в странах с большими площадями виноградников и дешевой рабочей силой, например, в Испании, Южной Африке или Аргентине. Поэтому нашим производителям дешевле разлить импортное вино, чем произвести его у себя из выращенного в России винограда. Но проблема даже не в том, что у нас по-прежнему продается вино из балка, хотя, может, оно не столь высокого качества. Главное – это большая статистическая дырка: если мы сложим все количество виноматериалов, которое нам нужно для производства тихого вина, игристого, винных напитков и коньяка, то получается, что год от года в России производится на 20-30 % больше напитков, чем есть всех ресурсов: и винограда, и балка. Из чего тогда сделана примерно четверть российских вин? Поэтому в нынешней ситуации очень много проигравших. Это и честные российские виноделы, и 150 млн россиян, которые потребляют вина и спиртные напитки, происхождение которых никак не может быть оправдано».
Что такое балк?
Балк — это небутилированный виноматериал, так называемое «вино наливом», которое перевозят многолитровыми цистернами. Из этого сырья производители, не имеющие своих виноградников (а таких много в России), делают вино и другие алкогольные напитки и продают его уже в бутылках. Это не значит, что напитки из балка плохие, но и хорошими эксперты воздерживаются их называть. Сомелье считают, что такие вина значительно уступают по вкусу и аромату напиткам на основе винограда, выращенного в той же стране, где зелье было разлито в бутылки.