Примерное время чтения: 5 минут
451

В обход бюджета. В чем обвиняют главу «Петербургского метрополитена»

Глава «Петербургского метрополитена» Владимир Гарюгин вместе с коллегами оказался в центре финансового скандала. Несмотря на то, что он готов был оспорить выявленные Контрольно-счетной палатой нестыковки в строительстве новых станций метро, от правоохранительных органов уйти не удалось.

На днях в квартирах и офисах руководства петербургской подземки, а также в офисах строительной компании прошли обыски, по итогам которых Следственный комитет объявил, что Владимира Гарюгина подозревают в превышении служебных полномочий. Оказалось, что такое количество торговых центров над вестибюлями новых станций – не случайность, а результат применения очень удобной для инвесторов схемы, которая позволяет снизить до минимума отчисления в городскую казну.

SPB.AIF.RU предлагает проследить хронику событий, которые начались в ноябре прошлого года.

Инвестиции в ущерб городу

В конце ноября 2014 года Контрольно-счетная палата опубликовала результаты проверки использования средств петербургской подземки за 2011-2013 годы. Масштаб выявленных нарушений оказался поразительным – 9,2 миллиарда рублей. При этом часть нарушений оценить не удалось по той причине, что метрополитен отказался предоставлять необходимые данные.

Главный вывод, к которому пришли аудиторы, таков: «Петербургский метрополитен» привлекал частные инвестиции для строительства наземных вестибюлей станций с ущербом Петербургу и с нарушениями законодательства. Речь шла о станциях «Обводный канал», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская», «Адмиралтейская». На участках общей площадью 32 035 квадратных метров у инвесторов появились в собственности торгово-развлекательные комплексы общей площадью 126 290 квадратных метров, а также возможность выкупа земли по льготной цене в процессе приватизации.

За последние пару месяцев петербургская подземка второй раз оказалась в центре скандала. Фото: АиФ-Петербург/ Мария Соколова

То есть из построенных объектов только 5,5% (собственно, сами вестибюли) было передано в собственность города. Торговые центры строились в «золотых» точках города, но в бюджет Петербурга инвесторы перечислили только 107,2 миллиона рублей.

Отрицательная величина

«Величина платы инвесторов в бюджет города, определенная в отчетах оценщиков, оказалась незначительной. Например, по станции «Бухарестская» - 2,6 миллиона рублей, по станции «Международная» - 7,7 миллиона рублей, а по станции «Звенигородская» - вообще отрицательная величина», - говорится в сообщении Контрольно-счетной палаты Петербурга. По одной только «Адмиралтейской» отчисления в городской бюджет должны были составить 1,4 миллиарда рублей – в 20 раз больше того, что город получил на самом деле.

Отчеты об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки, на основании которых была определена плата в бюджет города, были выполнены с многочисленными нарушениями законодательства. Здесь уже виноватым называют комитет по управлению городским имуществом, который «забыл», что 500 миллионов рублей из бюджета пошло на создание фундамента вестибюлей.

Претензия к Гарюгину

В уголовном деле о превышении полномочий, заведенном на Владимира Гарюгина, фигурирует сумма в 466,5 миллионов рублей. По мнению КСП, таков был ущерб, нанесенный городской казне им лично. По данным проверки, Гарюгин, не являясь участником бюджетного процесса, незаконного принял решение об освобождении инвестора (ЗАО «СоветниК») от возмещения затрат на строительство «Адмиралтейской» бюджету Петербурга.

В договорах с инвесторами упоминалось далеко не все, что перешло в их собственность после строительства. Например, ЗАО «СоветниК» молча получило 338 квадратных метров недвижимости. Остальные предприятия, замешанные в этой схеме, аффилированны с собственниками холдинга «Адамант».

Основные претензии к Владимиру Гарюгину сводятся к строительству "Адмиралтейской". Фото: Commons.wikimedia.org/ Alex Florstein

Именно «Адамант» заключил «в отсутствие какой-либо необходимости в привлечении частных инвестиций» договор с петербургской подземкой о строительстве торгового центра у станции метро «Волковская», получив в свое распоряжение 3,4 тысячи квадратных метров из государственной собственности. Ни подземка, ни бюджет города от этой сделки никакой выгоды не имели.

За последние семь лет субсидии, которые метро получает из бюджета Петербурга, выросли в 24 раза – до 8,4 миллиардов рублей. При этом, как считает КСП, подземка неэффективно использует городское имущество (от него недополучено более миллиарда рублей). Расценки на рекламу в метро не индексируются уже шестой год, имущество сдается в аренду по заниженной стоимости. Словом – аттракцион невиданной щедрости. 

Ответное возмущение

Как только сведения об итогах проверки были преданы огласке, «Петербургский метрополитен» поспешил заявить, что подает в суд на КСП. Владимир Гарюгин сказал, что «никаких расхищений не было, никаких 9 миллиардов рублей».

Несмотря на это, городская прокуратура инициировала проверку метро по итогам аудита Контрольно-счетной палаты. В середине февраля оперативники изъяли в офисах метро и компаний-инвесторов бумаги, связанные со строительством торговых площадей над вестибюлями.

Вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что Владимир Гарюгин не будет отстранен от должности, пока суд не подтвердит его вину. Иск метро к КСП по-прежнему находится на рассмотрении в Арбитражном суде.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах