Примерное время чтения: 3 минуты
139

Петух не клюнет — бизнесмен не задумается

Александра Санина, бизнес-консультант в сфере стратегии, управления, маркетинга, автор консалтинговой технологии «Внешний директор по развитию», сертифицированный директор по маркетингу Европейского реестра, часто сталкивается с инертностью российских предпринимателей.

Кто виноват?

Ответ напрашивается сам: виноват кризис! На кризис отечественные предприниматели и руководители списывают все неудачи, недостатки и недоработки. Кризисом объясняют дефицит и стагнацию. Кризис виноват даже тогда, когда на экономическом горизонте штиль. Перефразируя Булгакова, можно сказать, что кризис не в кошельках, а в головах. Как же тогда из него выйти? Будем разбираться. 

Не лебедь, а петух

Американский исследователь Нассим Талеб в своей книге «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» пишет о редких роковых событиях, которые переворачивают судьбы людей, бизнесов и целых стран. Подобные события романтично именуются «черными лебедями» и непременно фигурируют в любой статье об антикризисном управлении.

Однако русский фольклор давно знает истинное лицо этой чудо-птицы. Наши бизнесмены практикуют стратегию «жареного петуха»; она гласит, что браться за ум следует лишь после того, как это ощипанное злобное существо клюнет в небезызвестное место. Вот случится в бизнесе нечто ужасное — тогда и схватится предприниматель сначала за голову, а потом за управленческую работу, которую годами игнорировал. А героически залатав самые явные прорехи, вернется в привычный режим и будет жить припеваючи до следующей встречи с «птицей счастья». Точнее, до момента, когда созреют новые плоды стратегических просчетов.

Что делать?

Вот здесь все не так очевидно. Российская школа менеджмента отстает от западной лет на 50. Консультанты пользуются западными методиками, потому что других толком и нет. Не тащить же в бизнес XXI века наследство советской плановой экономики. Азиатские практики тоже не сулят успеха, поскольку опираются на совсем уж далекие от нас понятия и ценности.

Западные методики логичны, понятны и проверены временем, да только «не выходит каменная чаша». Русского бизнесмена они тяготят, поскольку требуют рациональности, системности, предусмотрительности и дисциплины, причем не эпизодически, а в качестве жизненного кредо. 

К тому же, ему сложно обратиться за помощью и принять ее. Больно признать, что он достиг границ собственной компетентности и дальше хода нет: на следующей станции уже кукарекает от нетерпения тот самый петух. 

Наш предприниматель свято убежден, что является единственным экспертом в своей области. Свой бизнес он считает уникальным и непостижимым для посторонних, а недоверие к чужим знаниям возводит в ранг добродетели. 

Пора меняться

Тем временем ситуация изменилась. Наша экономика стоит на пороге глобальных изменений, которые потребуют от каждого управленца совсем иного уровня навыков.
Так что же делать? Для начала — осознать проблему. Она есть, и не видеть ее может только очень недальновидный человек. 

Следующий шаг — разомкнуть глаза, уши и разум. Чтобы добиться новых результатов в изменившихся условиях, придется действовать по-новому, а для этого — переродиться самому: полюбить дисциплину, четкость и ответственность. Отбрасывать достижения западной школы менеджмента не стоит. Правильнее изучить их и творчески применить к собственному бизнесу по принципу «продумали, сделали, замерили результаты, внесли коррективы». Главное — делать, а не упорствовать в позиции «всю жизнь без этого обходились, нечего и начинать». Жизнь меняется. Хотите найти в ней место для себя? Расправляйте паруса и ловите ветер перемен!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах