Примерное время чтения: 8 минут
20730

Ядерный «Ленин». Как работал первый в мире атомный ледокол

Первый в мире атомный ледокол, получивший название «Ленин», был спущен на воду в Северной столице 57 лет назад – 5 декабря 1957 года.

Коробка с атомом

История уникального судна началась с решения Совета министров СССР, которое было принято 20 ноября 1953 года. К этому дню руководству страны стало ясно, что Советскому союзу необходим мощный ледокол, который будет обслуживать Северный морской путь, связывающий запад и восток государства: водная магистраль в течение долгих месяцев была покрыта тяжелыми полярными льдами. 

Осенью 1953 года в распоряжении СССР были ледоколы с дизельной силовой установкой. Но запасы горючего в машинах, пробирающихся сквозь льды, расходовались чрезвычайно быстро. Кроме того, караваны могли на долгие месяцы застрять в пути, ожидая весны, чтобы освободиться из ледяного плена. Стране нужно было судно, способное уходить в длительные рейды по Арктике.

Правительство решило развернуть работы по созданию атомных силовых установок для транспортных целей и построить ледокол, на борту которого должен был разместиться ядерный реактор. Планировалось, что судно будет преодолевать огромные расстояния, использовав топливные ресурсы, умещающиеся в спичечном коробке.

Амбициозную задачу сделать первый в мире атомный ледокол поставили перед ленинградским Адмиралтейским судостроительным заводом.

«Проект-92»

К 1956 году в Ленинграде успели построить пассажирские ледокольные суда «Дежнев» и «Леваневский», и даже отремонтировать знаменитый «Ермак» - его на Адмиралтейский судостроительный завод, тогда ещё носивший название Судостроительный завод имени Андре Марти, привезли в 1928 году. Ледокол, сделанный на верфях в Ньюкасле, стал для ремонтировавших его «адмиралтейцев» хорошим учебным пособием, которое помогло в реализации заказа советского руководства. 

«Ленин» был заложен 25 августа 1956 года. Ударные темпы строительства огромного ледокола привели к тому, что на воду судно спустили чуть больше чем через год.

Инновационный для своего времени ледокол подразумевал реализацию сложных задач по созданию энергетической установки, необычайно прочного корпуса и, что было самым важным, автоматизации управления ядерной установкой. На этапе проектирования, экспериментальных проработок и строительства подключалось около 30 научно-исследовательских институтов, более 250 промышленных предприятий и 60 конструкторских бюро СССР. Первоначально ледокол носил рабочее название «Проект-92», в честь источника ядерной энергии урана – он стоит в таблице Менделеева под 92 номером.

Особое внимание было обращено на форму носовой оконечности «Ленина». Атомоходу выбрали обводы, которые позволяли увеличить давление на лед. Проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда удалось реализовать особенной проектировкой кормовой оконечности.

Конечно, инновационный атомоход, по планам, не должен был застревать во льдах ни носом, ни кормой, ни бортами. Решение этой проблемы, свойственной многим ледоколам того времени, решили при помощи специальной системы балластных цистерн. Вода перекачивалась из цистерны одного борта в цистерну другого, судно раскачивалось и ломало лед. В носу и на корме такую систему повторили.

Атомоходу выбрали обводы, которые позволяли увеличить давление на лед.  Фото: Commons.wikimedia.org

Инженерам удалось сделать судно непотопляемым. Корпус разделили на отсеки 11-ю главными поперечными водонепроницаемыми переборками. Ледокол не затонул бы даже при затоплении двух наибольших отсеков. 

Ядерную установку водо-водяного типа поставили в центральной части ледокола. Она вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые приводили в действие три огромных гребных винта. Атомная паропроизводящая установка была выполнена и размещена на ледоколе так, что экипаж и население были защищены от облучения, а окружающая среда – от загрязнения радиоактивными веществами. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ создали четыре специальных защитных барьера.

Мощность силовой установки «Ленина» составила 44 тысячи лошадиных сил. При этом атомоход тратил в сутки в пути всего лишь 45 граммов ядерного топлива – количество, как раз помещающееся в спичечный коробок. Малое количество топлива позволило ледоколу достигать за один рейс берегов Антарктиды.

Проектировщики и строители легендарного судна позаботились и о членах экипажа, которым приходилось нести долгие вахты на «Ленине». На корабле располагался кинозал, курительный салон, библиотека и даже рояль.

Судно, готовое уже практически через год после старта строительства, было очень тяжелое. «Ленин» весил 11 тысяч тонн. Спуск его на воду представлялся проблематичным. Впрочем, инженеры смогли сделать правильные деревянные конструкции, выпустившие атомоход из верфей.

Длина корабля составила 134 метра, ширина – 27,6 метра, а высота борта – 16,1 метра. Атомоход имел водоизмещение в 16 тысяч тонн, при этом мог развивать скорость в 18 узлов.

Момент спуска на воду ледокола "Ленин" Фото: Commons.wikimedia.org

Ждали войны

После спуска ледокола на воду монтаж и тестирование ядерного реактора продолжалось еще в течение двух лет. На ходовые испытания «Ленин» ушел в сентябре 1959 года под командованием капитана ледокола «Ермак» Павла Пономарева.

За ходом испытаний атомохода следили лидеры ведущих мировых государств. На борту «Ленина» успели побывать Фидель Кастро, Гарольд Макмиллан и Ричард Никсон. Бытует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством, но для мирных целей. Впрочем, в НАТО не до конца считали корабль мирным, поэтому на всякий случай пристально следили за его испытаниями.

В декабре 1959 года ледокол передали Министерству морского флота, а в 1960 он вошел в состав Мурманского морского пароходства. Инновационная силовая установка позволяла «Ленину» с легкостью проходить льды. Атомоход смог продлить период навигации. 

Почтовая марка России. 2009 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Спустя год капитаном «Ленина» становится Борис Соколов, который с 1959 года был дублером Пономарева на капитанском мостике. За плечами у него была практика на ледоколах «Илья Муромец» и «Вячеслав Молотов», а также участие в четвертой советской Антарктической экспедиции.

 Под руководством Бориса Соколова в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море. Фото: «Герои страны»

Под его руководством в 1961 году экипаж атомохода смог пройти в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставив на льдину экспедицию, построившую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». Также, благодаря ледоколу, удалось расставить 16 дрейфующих автоматических радиостанций. Соколов с командой в 1970 году выполнил экспериментальный рейс и первую продленную арктическую навигацию по вывозу норильской руды из порта Дудинка. Через год «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Спустя еще пять лет «Ленин» проведет проводку дизель-электрохода «Павел Пономарев» к полуострову Ямал, после чего рейсы туда станут регулярными.

За все время эксплуатации «Ленин» преодолел 654 тысяч морских миль, из них во льдах - 563,6 тысяч миль. Атомоход, согласно самым распространенным данным, провел через льды 3741 судно.

Стал музеем

Ледокол «Ленин» в 1989 году, после 30-летней службы, был выведен из эксплуатации. За судно, впрочем, пришлось побороться. Атомоход могли уничтожить, но решили сделать на нем музей. «Ленин» встал на вечную стоянку в Мурманске, став настоящим символом города.

Капитан ледокола Борис Соколов, который приложил немало сил, чтобы атомоход не был уничтожен, до конца своей жизни жил в Мурманске. На доме, где он обитал, после его смерти повесили мемориальную табличку. Похоронили же Соколова на Серафимовском кладбище в Петербурге – городе, где появился на свет ледокол, которым он управлял почти 30 лет.

  «Ленин» встал на вечную стоянку в Мурманске.  Фото: Commons.wikimedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах