В 2022 году из России официально ушли десятки известных нам марок автомобилей. На их место пришли китайские, но и они не задерживаются надолго. На круглом столе в пресс-центре ИД «Аргументы и факты» эксперты автобизнеса собрались, чтобы обсудить перспективы развития авторынка в России.
Кто останется на плаву?
Последние три года на авторынке всё меняется очень быстро. Сегодня в стране около 3700 автодилеров. Одни бренды уходят, на смену приходят другие. Особенно это касается легкового автотранспорта. Одним из ведущих российских автомобильных холдингов на сегодняшний день является автохолдинг «РРТ», основанный ещё в 1992 году. Компания представлена не только в Петербурге, но и в других регионах, портфель брендов включает CHERY, EXEED, OMODA, JAECOO, GEELY, LIVAN, KNEWSTAR, SOLARIS, SOUEAST, а также автомобили, ввозимые по программе параллельного импорта. Управляющий «РРТ» Владислав Прилукин поделился своим мнением о тенденциях на рынке.
«Наш опыт в автобизнесе составляет больше 30 лет, — рассказал Владислав Прилукин. — Мы были во многом первопроходцами и пережили несколько экономических кризисов. Адаптировались и в сегодняшней непростой ситуации. Стараемся не только выживать, но и активно развиваться.
В прошлом году все мы наблюдали всплеск продаж новых авто. К нам хлынул большой поток китайских брендов, которые зашли на отечественный рынок и достойно себя зарекомендовали. Российские покупатели в итоге тепло приняли „китайцев“, хотя раньше многие не верили, что после европейских и японских марок мы будем всерьёз говорить об авто из Поднебесной.
Сейчас, в начале года, — очередной стресс, и тому есть несколько причин. Это и высокая ставка Центробанка, и большой утильсбор, и выросшие цены. В начале этого года наметился отказ некоторых дилеров от невостребованных китайских брендов, на рынке ужесточается конкуренция. Шанс остаться на плаву и показать хорошие результаты есть у тех производителей, кто наладит локализацию и сборку на территории России. Европейские, японские, корейские бренды ушли, но оставили нам дилерские сети и, самое главное, заводы, которые постепенно заполняются новыми марками».
По словам Владислава Прилукина, сейчас на отечественном рынке сформировался топ-5 брендов, которые активнее всего «метят» на место ушедших производителей. К ним относятся автоконцерны Chery, Haval, Geely, Changan и «Лада». Кроме того, по мнению эксперта, есть намёки и на возращение ушедших брендов, где первыми в очереди могут оказаться «корейцы», а также «японцы» и BMW. К слову, немецкая компания единственная сохранила свой офис в РФ, несмотря на закрытие производства в Калининграде.
На круглом столе поговорили и о подержанных легковых автомобилях. По мнению аналитиков, на данный момент на 100 проданных новых авто в среднем приходится 70 б/у.
«В ближайшие месяцы на рынок автомобилей с пробегом выйдут двух- и трёхлетние китайские машины, — говорит Владислав Прилукин. — У них гарантия составляет 5–7 лет. Это значит, что есть возможность купить двух-трёхлетку с небольшим пробегом, понятной историей, да ещё и с гарантией. Для справки — сегодня в России 70% автопарка составляют автомобили 10 лет и старше».
Реклама; ООО«РРТ». ИНН: 7804578154
«Большая пятёрка»
Обилие «китайцев» наблюдается и на рынке тяжёлого автотранспорта. Компания «БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПб» стала одной из первых в России, кто завозил в страну китайские большегрузы.
«Мы занимаемся продвижением на российском рынке бренда Shacman с 2006 года, — рассказал генеральный директор „БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПб“ Денис Чёботов. — Это тяжёлая техника, самосвалы, строительные тягачи. После ухода европейской „большой семёрки“ в 2022 году на российский рынок вышли магистральные тягачи из Поднебесной. Если раньше китайская тяжёлая техника рассматривалась строго как строительный сегмент, то сегодня он занял нишу, которую прежде занимала „большая семёрка“. Наш клиент раньше покупал самосвалы и строительные тягачи и не был сильно требователен к сервису. Но теперь мы стали работать с клиентами, которые эксплуатируют магистральные тягачи и привыкли к шикарному сервису (как у Volvo, Mercedes, Scania). Мы, понимая эти требования, построили в Петербурге инновационный сервисный центр на уровне европейских брендов. Предложили клиентам полное обеспечение запчастями, надёжную гарантию, выездной сервис. В конце первого квартала планируется открытие центра».
По словам Дениса Чёботова, преимущество китайских брендов — это соотношение цены и качества. В этом они выигрывают и у европейских, и у российских большегрузов.
«Китай — это твёрдая середина, которая даёт клиентам хорошее качество при оптимальной цене, — считает эксперт. — Китайский тягач стоит около
8–9 млн, а европейские — от 18 млн и больше. Правда, среди брендов из Поднебесной есть своя конкуренция. В РФ раньше была «большая семёрка», а сейчас сформировалась так называемая «большая пятёрка»: Shacman, SITRAK, DongFeng, HOWO и FAW. Теперь они держат пальму первенства, не уступая менее влиятельным компаниям — даже своим землякам.
Действительно, 2023 год стал рекордным по продажам авто, и тяжёлой техники это коснулось тоже. А вот в 2024 году из-за поднятия ключевой ставки наметился спад. За прошлый год было продано 102 тысячи тяжёлых авто. Из них 63% — это Китай, 28% — отечественные, 9% — другие марки. В декабре и январе — новый спад на 33–40%. Из-за дорогого лизинга перевозчики не могут осилить такие большие ставки. Это у многих отбивает оптимизм заниматься большим бизнесом.
Мы сейчас сделали упор на новый современный дилерский центр. У нас есть все для этого: 20-летний опыт работы с китайскими грузовиками и компетенции по их ремонту и обслуживанию. Основная цель — предоставить клиенту «все услуги в одном окне». При приобретении техники клиент может заказать себе сразу прицеп или другую специальную надстройку (КМУ, АГП и т. д.). Мы сотрудничаем с ведущими кузовостроительными заводами и производствами прицепной техники. Помимо продажи и гарантийного обслуживания проводим обучение и сертификацию сервисных специалистов клиента, если у него есть свой парк. Будем также проводить обучение водителей экономичному вождению. Наличие современного кузовного и малярного цеха позволит осуществлять ремонт авто после ДТП.
Дилерский центр «БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПб» занимает площадь 6000 квадратных метров. На его территории расположен шоурум с новой техникой, 32 ремонтных поста, цех для техобслуживания, а также кузовной цех. Есть комплекс диагностики, моторный и агрегатный участки, склад запасных частей на 200 миллионов рублей, окрасочно-малярная камера и мойка грузовых автомобилей«.
Реклама; ООО «БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПБ»; ИНН 7810435370.
Как сберечь ресурсы
Генеральный директор компании «Супротек» Сергей Зеленьков согласился с коллегами в вопросе о необходимости развития отечественного автопрома. По его мнению, главное в этом деле — культура автовладения.
«Раньше мы наблюдали плачевную картину: собственный автопром никак не развивался, заводы остановились, — говорит Сергей Зеленьков. — Сегодня политика государства изменилась, мы заботимся о строительстве собственного производства, делаем свой транспорт, выделяется много средств для этих целей. Это непросто. Не стоит сегодня рассчитывать только на возвращение зарубежных брендов, нужно надеяться на себя.
На рынке сегодня намечена такая тенденция, что средний возраст владения авто — 13 лет. Почему такая перемена? Пять лет народ находился в ожидании — у россиян такая ментальность: не предпринимать никаких действий, пока другие вокруг не „зашевелятся“. И вот люди убедились, что „европейцы“ не возвращаются, рубль рухнул, а утильсбор подняли. И тогда испугались. Автовладельцы стали вкладывать средства в транспорт — скупать „Черри“, „Джилли“. Но „китайцы“ быстро теряют в цене.
Несколько лет назад шла кампания по продвижению газового оборудования, всех собирались посадить на газовые двигатели. Но есть одно „но“. Стоит это дорого, окупается медленно. Количества газовых заправок оказалось недостаточно. Такая же ситуация теперь складывается и с электромобилями.
Российский рынок новых автомобилей в ближайшем будущем будет заполнен на 60–70% китайскими авто. Сможет ли удержаться наш автопром также уверенно в плане соотношения цены и качества — большой вопрос. Единственная надежда — на интеллектуальный ресурс страны. Он должен быть в основе всего».
По мнению спикера, на выручку российскому автопрому должны прийти ресурсосберегающие технологии.
«Если мы хотим, чтобы в России развивался собственный автопром, который не будет ни от кого зависеть, то, во-первых, мы должны вкладываться в собственный интеллект, то есть в специалистов. Во-вторых, мы должны занять заводы, которые оставили иностранцы, и строить там своё производство, — считает Сергей Зеленьков. — Ещё одно решение проблемы — ресурсосберегающие технологии. Их применение позволяет продлить ресурс китайского, российского или любого другого двигателя минимум в два раза, а коробки передач — в три-пять раз, при правильном техобслуживании. Это и есть культура, которую мы продвигаем. Сегодня, к сожалению, не хватает научных инициатив. Необходимо создание ассоциации ресуроэнергосбережения. Зачем постоянно ремонтировать силовой движок? Его нужно вовремя обслуживать».
Реклама; ООО «НПТК «СУПРОТЕК»; ИНН 7802344810.
А что будет дальше?
Гости круглого стола пришли к выводу, что общая ситуация на авторынке точно не ухудшится в ближайшее время, и автомобили любого сегмента останутся доступными для массового покупателя. Однако что касается российского автопрома, то здесь прогнозируют два варианта: либо поддержка нашего производства усилится, либо же вернутся «европейцы» с «японцами» и «корейцами», и российский транспорт будет снова «накачиваться» зарубежными деталями и силовыми установками, как это было до 2022 года. Второй вариант, разумеется, менее желателен для всех.
«Без машин мы не останемся, — убеждён Владислав Прилукин. — В ближайшее время произойдёт трансформация авторынка. Мы увидим новые бренды, а количество автосалонов может уменьшиться. Объёмы продаж новых автомобилей в 2025 году вряд ли вырастут, но зато усиливающаяся конкуренция сыграет на руку покупателю, ведь импортёры и дилеры вынуждены будут снижать цены и предлагать льготные программы».
«Мы за развитие отечественного производства и автомобилестроения. Но здоровая конкурентная борьба лишь стимулирует рынок, без протекции определенных брендов. Локализация китайских производств даст как новые рабочие места, так и технологии» , — говорит Денис Чёботов.
Председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов считает, что самое главное для автовладельцев — это доступная цена и возможность без проблем обслуживать авто.
«Рынок сегодня изменился очень сильно. Лет 10 мы даже корейские авто считали посредственными, но сегодня ценим высоко. С „китайцами“ такая же ситуация. Но что нам мешает собирать качественные машины у нас в стране? Есть отличные примеры — та же „Лада“ или „Нива“.
Важно с юных лет прививать стремление развивать наш транспорт. Каждый год с детьми проводим международные соревнования. В этом году чемпионат проходил на отечественных автомобилях. Если мы приучим наших ребят к хорошему, если они получат достаточный опыт езды на них, то однажды доведут их до логического конца как потребители, а мы, используя наши ресурсы, соберём то, что необходимо».
Не экономим на страховке
Начальник Управления продаж Северо-Западного филиала Страховой компании «ЭНЕРГОГАРАНТ» Александр Жаров:
«На авторынке созданы все условия для развития отечественного автопрома. Поддерживая технику в надлежащем состоянии, вы не только продлеваете срок службы своего автотранспорта, но и обеспечиваете безопасность людей, которые его эксплуатируют. Часто со сложной техникой случаются неприятности. Страдают в такой ситуации в первую очередь люди.
С точки зрения экономики ситуация непростая. Автомобили стали дорогими, абсолютное значение расходов на страхование также выросло, как для физических, так и для юридических лиц. Людям свойственно экономить. Если клиент покупает автомобиль, важно сохранить его в целости и сохранности. У нас есть клиенты, которые берут несколько автомобилей ликвидных моделей, инвестируя в них в надежде выгодно перепродать в будущем без уменьшения остаточной стоимости. Поэтому на страховании не стоит экономить, нужно выбрать приемлемый для себя пакет рисков, исходя из условий эксплуатации транспортного средства и манеры вождения.
Помимо ОСАГО, ЭНЕРГОГАРАНТ предлагает добровольные виды страхования для легкового и грузового транспорта, для спецтехники. С одной стороны, рынок запасных частей и ремонта выровнялся. Но оценив все возможные потери, страховать иные риски стоит, выбирая оптимальные продукты с франшизой и без, от простых до тех, полисы которых покрывают критические риски — угон и полную гибель.
Обязательно обращайте внимание на добровольное страхование ответственности: это позволит покрыть риски, связанные с виной застрахованного лица в происшествии, ведь лимита по ОСАГО в 400 тыс. сейчас явно недостаточно, при этом вероятность столкнуться с претензиями со стороны пострадавшего или со стороны его страховой компании очень велика».
Реклама; ПАО «САК «Энергогарант». Лицензии: ЦБ РФ от 01.02 2016 г. СЛ № 1834, СИ № 1834, ОС № 1834-03, OC № 1834-04, ОС № 1834-05, ПС № 1834. ИНН: 7705041231