Примерное время чтения: 8 минут
3579

«Филиал ада» на мосту Дружбы. Что происходит на границе Эстонии и России?

Многочасовая очередь на проезжей части с эстонской стороны погранперехода
Многочасовая очередь на проезжей части с эстонской стороны погранперехода / Кадр видео / Telegram-канал «Suomen life».

На одном из немногих пока еще открытых пунктов сухопутного пересечения границы между Евросоюзом и Россией — МАПП «Нарва» — в последнюю неделю возникло настоящее столпотворение.

Люди, желающие попасть в Россию со стороны Эстонии, часами стоят в очереди, не имея возможности ни присесть, ни отойти в туалет. Некоторые туристы даже остаются ночевать под открытым небом.

Популярный погранпереход

Почему создалась такая ситуация? Пункт пропуска «Нарва»-«Ивангород» на российско-эстонской границе традиционно пользовался популярностью. Он находится внутри фактически одного города, разделенного рекой Нарва, а российскую и эстонскую части населенного пункта связывает мост Дружба. От Нарвы до Таллина идёт прямая шоссейная трасса, а Ивангород — ближайший МАПП для Санкт-Петербурга, и поэтому в летние месяцы здесь всегда было немало туристов.

Тот самый мост Дружба
Тот самый мост Дружба Фото: АиФ/ Сергей Хорошавин

Сейчас россиянам въезд в Эстонию фактически закрыт, однако, как выясняется, осталось немало желающих попасть в Россию из Евросоюза. Ситуация усугубилась еще и из-за того, что с минувшей осени сухопутную границу с Россией закрыла Финляндия, и все те граждане Суоми, кто раньше ездил в Россию через «свои» пункты пропуска, теперь также потянулись в Эстонию.

Еще в феврале финские СМИ посчитали, что число финнов, которые въехали в Россию через погранпереход выросло в 35 раз, в сравнении с предыдущим годом, а в этот летний сезон рекорд будет побит. Причем к жителям Эстонии и Финляндии прибавились и граждане других европейских государств, которые раньше добирались в Россию транзитом через Финляндию, и теперь также вынуждены ехать через Нарву.

Ситуация усугубляется и другими факторами.

Во-первых, свою роль продолжает играть политика — Эстонию довольно долго принуждали вслед за финнами закрыть свою сухопутную границу с Россией. И хотя Таллин на это так и не пошёл, но в качестве уступки давлению сократил часы работы пунктов пересечения границы. Дескать, Эстония считает, что в Россию вообще ездить не надо, но раз людям так хочется, то пускай — но ограниченное количество времени. В результате круглосуточный пункт пропуска в Нарве начал работать с 7 утра и до 23 часов вечера.

Во-вторых, Эстония запретила въезжать в страну автомобилям с российскими номерами — и поэтому российская сторона с чистой совестью приступила к давно запланированному ремонту проезжей части на автомобильном пункте пропуска. В результате погранпереход Нарва-Ивангород стал полностью пешеходным.

Пробки на мосту

И когда наступило лето, то по мосту через Нарву пешком пошли тысячи желающих попасть в Россию — и сотни тех, кто пытается выехать из России в Евросоюз. Возник натуральный коллапс, и многочасовые пробки.

К такому повороту инфраструктура Нарвы оказалась совершено не готова — людям в очереди, которым приходилось стоять по 7-8 часов, негде даже было просто присесть. А сведения о доступных с эстонской стороны общественных туалетах передавались как сакральное знание, из уст в уста.

«Помните, что если уже вышли с эстонского КПП (нейтральная зона — прим.ред), то справа, в самом конце здания есть автоматическая дверь. Когда кто-то выйдет забегайте туда. Но пройдет такое только один раз, так как эстонцы всё видят по камерам. Если у дверей будет стоять эстонский пограничник, то попроситесь вежливо в туалет, скажите, что умираете. Они иногда разрешают, хотя и очень неохотно. Тут как повезет. Но я не могла, стояла 6 часов и потому прокрадывалась в туалет», — делится опытом ехавшая в Петербург Елена.

Прошедшие погранпереход туристы делятся впечатлениями в соцсетях
Прошедшие погранпереход туристы делятся впечатлениями в соцсетях Фото: Telegram-канал «Suomen life».

Кстати, не всем так повезло.

В ночь на 20 июня группа туристов, уже прошедшая российский погранконтроль, не успела пройти 200 метров «нейтральной полосы» на мосту Дружба до эстонского пункта пропуска, пока он еще работал. Эстонцы пунктуально закрыли двери ровно в 23.00, и отказались пропускать хоть кого-то. Когда один из мужчин начал трясти двери, появились автоматчики. Людям пришлось ночевать буквально на улице. Там же и справлять все свои нужды.

«Сидели кто на чемоданах, кто на асфальте, человек 20-30 — русские, эстонцы, украинцы и др. Мужчины справляли нужду в бутылки, женщины отходили, вставали в кружок и прям на асфальт. Пограничники делали вид, что не видят, так как это вообще-то нарушение, но у людей уже выбора не было. Дождь был не сильный, терпимо, только ветер сильный с реки», — живописует невольное приключение житель Эстонии по имени Сергей.

«Чуть не умерли!»

На минувшие выходные эстонская сторона и вовсе закрыла погранпереход — но с понедельника движение возобновилось. Переходить границу стало чуть проще, так как российские пограничники открыли новые окна приема документов, и время прохождения очереди сократилось с 8-9 часов до 4-6.

Тот самый
Тот самый "парник", в котором вынуждены часами стоять пешеходы Фото: Из личного архива

Однако при этом на улице потеплело, а особенность моста Дружбы в том, что часть его забрана со всех сторон решётками и накрыта прозрачным оргстеклом. Получается натуральный парник, в котором при температуре +25, +27 градусов вынуждены часами стоять пешеходы.

«Эстонский пограничник сказал всем и сразу — хоть пикните, закрываем границу. Пришлось молчать. Поверьте, я побывала в филиале ада. У меня до сих пор трясутся руки, ничего не могу есть от стресса, в глазах темно.

Мы там стояли и молчали в тряпочку, не было сил хай поднимать. Мы чуть не умерли, реально», — говорит Елена.

Когда завершится пограничный кризис — сказать сложно. Желающим попасть в Россию советуют подгадывать время так, чтобы добираться до Нарвы под утро, и успевать встать в очередь еще до начала работы погранперехода.

Эстонская сторона также напоминает, что кроме Нарвы есть еще два пункта пропуска — «Лухамаа» и «Койдула». Они менее удобны с точки зрения логистики — дольше добираться из Таллина, сложнее потом попасть в Петербург, но зато функционируют круглосуточно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах