Аргументы и Факты
spb.aif.ru
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 5 минут
928

«Меня раздражают развратные». Как литовец пытался уничтожить шедевр Эрмитажа

Татьяна Швецова / Коллаж АиФ

Прошло 40 лет с беспрецедентного нападения на картину Рембрандта «Даная», совершенного 15 июня 1985 года в Эрмитаже. В то утро, в присутствии экскурсионной группы, 48-летний безработный житель Литвы Бронюс Майгис облил холст серной кислотой из литровой банки и дважды ударил полотно ножом, выкрикнув: «Свободу Литве!». Картина серьезно пострадала, ее спасали долгих 12 лет.

Чудом без человеческих жертв

После такого «перформанса» литовского вандала признали душевнобольным с вялотекущей шизофренией. Но перед заключением докторов Майгис прошел через допросы, на которых он отвечал неоднозначно: сначала утверждал, что действовал по политическим причинам — протестуя против «оккупации Литвы СССР», затем говорил, что его всегда раздражали «развратные» картины, такие как «Даная». Кроме того, при задержании у иностранца обнаружили два самодельных взрывных устройства (СВУ), спрятанных под одеждой.

В те годы СВУ использовались крайне редко, поэтому следствие рассматривало возможность участия спецслужб или угрозу госбезопасности. Такие приспособления представляли собой отрезки пластиковой трубы с подведенными проводами длиной около 20 метров.

Фото: Государственный Эрмитаж

Изъятую взрывчатку уничтожили в подвале на Литейном, 4. Следователь Виктор Егоров, дежуривший в тот день в своем управлении, рассказывал «Российской газете», что первым прибыл на место происшествия.

В зале дознаватель увидел, как сотрудники музея поливают картину водой, пытаясь остановить разрушение. Поблизости находился директор Эрмитажа Борис Борисович Пиотровский, молча наблюдавший за происходящим. Если бы Майгису удалось привести СВУ в действие, от полотна вряд ли бы что-то осталось — только обгорелые обрывки и щепки от рамы, не говоря о возможных человеческих потерях.

Искалеченная, но живая

Реставраторы проконсультировались с химиками и промыли изображение водой, как упоминалось выше, что и остановило действие кислоты. Затем специалисты укрепили красочный слой традиционным для восстановления живописи трехпроцентным осетрово-медовым клеем. Спасение шедевра обсуждали на заседании государственной комиссии, в которую вошли ведущие мастера реставрации и представители Эрмитажа.
Работы проводились в 1985–1997 годах сотрудниками Лаборатории научной реставрации живописи под руководством Евгения Герасимова, с участием Александра Рахмана, Геннадия Широкова и Татьяны Алешиной.

Первым этапом процесса стала консервация: укрепление красочного слоя и грунта, удаление старых холстов, замена их на новый дублировочный холст и регенерация лаков. Тогда эксперты заключили, что урон, к счастью, не превышает критического уровня, при котором произведение считается погибшим.

Проведенную работу можно по праву назвать ювелирной: мастерам приходилось использовать специальные оптические приборы, чтобы разглядеть кислотные натеки и выровнять лаковые слои. В полностью исчезнувшие участки наносился новый грунт, а затем — масляная тонировка в технике, идентичной оригиналу.

Восстановлению подлежали только те фрагменты, где нарушилась целостность и восприятие. В результате 12-летних усилий шедевр удалось спасти. Сейчас его можно увидеть в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Правда, теперь картина защищена бронированным стеклом.

Как отметил Михаил Пиотровский во вступительной статье к книге "Даная. Судьба шедевра Рембрандта":"Данае удалось сохранить душу. Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет".

Кстати!

Как миф оказался личной историей любви

В истории написания картины существует один любопытный момент. «Даная» создана Рембрандтом в 1636–1647 годах и основана на древнегреческом мифе о царе Акрисии, которому предсказали смерть от руки внука. Поэтому он заточил в подземную темницу из меди свою дочь — главную героиню произведения. Однако Зевс проник к ней в виде золотого дождя, и от их союза родился Персей, который впоследствии случайно убил Акрисия.

Долгое время считалось, что название картины ошибочно — ведь на ней не изображен традиционный золотой дождь, как, например, у одноименной работы австрийского художника Климта.

Лишь в 1956–1962 годах рентгеноскопия показала, что изначально композиция выстраивалась иначе: Даная смотрела вверх, ее поза и освещение отличались. Позже автор переработал картину, придав героине черты своей возлюбленной, с которой он жил после смерти жены, и заменив дождь на золотистый свет.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах