Примерное время чтения: 7 минут
144

«Шайтан-мопеды» на улицах Петербурга. Нужно ли запретить электровелосипеды?

Контроль ПДД и развитие инфраструктуры для курьеров может значительно улучшить ситуацию.
Контроль ПДД и развитие инфраструктуры для курьеров может значительно улучшить ситуацию. Пресс-служба компании «Яндекс»

Новая проблема на улицах Петербурга – по узеньким тротуарам и переполненным улицам на мощных электровелосипедах гоняют курьеры многочисленных сервисов доставок. Правила дорожного движения они очень часто игнорируют – что привело к росту числа инцидентов, которые заканчиваются травмами. Проблема становится настолько острой, что власти, компании и общественность вынуждены искать способы решения этой ситуации.

Настоящая опасность

Примеров реальной опасности, которую создают курьеры на электровелосипедах в Петербурге, немало. Так, 21 июня доставщик на «шайтан-мопеде» сбил 52-летнюю женщину на тротуаре. В июле курьер избил 68-летнюю женщину за сделанное замечание. Ещё один инцидент произошёл в начале октября: курьер на высокой скорости сбил девочку в пешеходной зоне. Мать пострадавшей сообщила, что после столкновения курьер повёл себя крайне неадекватно, требуя, чтобы девочка поднялась. Предположительно, он был пьян. В результате этого происшествия школьница попала в больницу с серьёзными травмами, среди которых подозрение на сотрясение мозга и компрессионный перелом позвоночника. Можно с уверенностью заявить, что мотокурьеры стали новым опасным и раздражающим горожан трендом, заняв место тех самых электросамокатчиков.

«Эти инциденты вызывают серьёзную обеспокоенность и требуют немедленного вмешательства», – комментирует ситуацию член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Артём Шейкин.

Он также отметил, что в крупных городах, таких, как Санкт-Петербург, службы доставки создают значительные транспортные потоки, что увеличивает риск ДТП.

Ситуация осложняется тем, что многие курьеры, перемещающиеся на электровелосипедах, являются нелегальными мигрантами, не зарегистрированными в официальных системах служб доставки. Эти курьеры часто работают «в частном порядке», что затрудняет контроль за их деятельностью. Службы доставки утверждают, что такие курьеры являются самостоятельными контрагентами и не имеют прямого отношения к их компаниям. Как они при этом оказываются облачены в фирменные накидки – сервисы не уточняют.

Корреспондент spb.aif.ru попытался прояснить этот вопрос, однако и «Яндекс Go», и «ВкусВилл», и «Самокат» проигнорировали наш запрос. А представители «ДоДо Пиццы» отправили лаконичную отписку. «Предложение для нас неактуально, но спасибо за интерес».

Между тем депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилёв ещё в феврале заявлял о необходимости разделения понятий электровелосипедов и обычных велосипедов, а также проведения проверок и создания системы регулирования для служб доставки. Однако воз проблем с «шайтан-мопедами» и ныне там.

«Основная проблема – это необходимость создания многоуровневой транспортной инфраструктуры, которая учитывает не только потребности людей, но и особенности нового типа транспорта. Электровелосипеды сейчас стали доступнее, что вызвало широкий интерес как у частных пользователей, так и у предпринимателей. Однако некоторые электровелосипеды по техническим характеристикам ближе к мопедам и мотоциклам, но по правилам попадают в категорию СИМ, где требования к ним менее строгие. Такая гибкость позволила многим отраслям развиваться, но также привела к сложностям. Например, мощные СИМ могут быть опасны при неправильном использовании. Поэтому важно, чтобы к мощным электровелосипедам применялись аналогичные требования, как к мопедам и мотоциклам», – рассуждает исполнительный директор ассоциации «Пошли-поехали» Дмитрий Кудинов.

Есть решение?

Сейчас власти обсуждают несколько инициатив. К примеру, хотят заставить компании доставки подписать особое соглашение, по аналогии с тем, которое существует для сервисов кикшеринга. Это соглашение может включать ограничения на габариты и мощность электровелосипедов, их оснащение номерами, а также обязательное соблюдение ПДД. Также предложено ввести систему мониторинга поездок, которая позволит отслеживать скорость и маршруты курьеров. Дополнительно власти предложили ограничить скорость передвижения до 10 км/ч в зонах с повышенной опасностью, – тротуары, парки и детские площадки.

Другой мерой может стать запрет на использование электровелосипедов на тротуарах, приравнивание их к мопедам и введение обязательных водительских прав для курьеров. В Совете Федерации неоднократно предлагали обязать курьеров получать права категории М и оснащать свои велосипеды фарами и поворотниками. Также рассматривается инициатива об обязательной страховке гражданской ответственности для курьеров, что позволит пострадавшим в ДТП получать компенсации.

Кроме того, как считает председатель петербургского автоклуба «А24» Денис Шубин, необходимо обязать службы доставки контролировать использование транспорта, а также активнее участвовать в проверках и контроле за соблюдением ПДД. Введение ответственности за нарушения для юридических лиц, предоставляющих услуги, может значительно улучшить ситуацию.

Одновременно с этим важным шагом станет развитие инфраструктуры для курьеров.

«Идея в том, что запреты на движение по тротуарам и проезжей части должны вступить в силу лишь тогда, когда городская инфраструктура будет готова обеспечить безопасность для всех. Например, это выделенные велодорожки на магистральных улицах и ограничение скорости в жилых зонах. Прямо сейчас проведение «регуляторной гильотины» было бы поспешным решением, так как это может парализовать отрасль. Важно разработать комплексное законодательство, предусматривающее контроль как со стороны пользователей, так и со стороны предприятий, сдающих СИМ в аренду», – считает Дмитрий Кудинов.

Мнение эксперта: «Нет прав?»

Руководитель АНО «Петербургское велообщество» Павел Хусу:

«Одной из предложенных инициатив является введение обязательных прав для курьеров, использующих электровелосипеды. Но оглядываясь на опыт внедрения прав для скутеров и мопедов, можно увидеть, что такие меры часто вводятся без надлежащей подготовки.

В случае мопедов, например, права ввели, но не создали условий для их получения – не было соответствующей категории, обучения и сдачи экзаменов. В итоге люди, которые хотели управлять мопедами, вынуждены были получать права на автомобиль или грузовик, что, конечно, никак не связано с управлением мопедом. Это привело к тому, что мопедисты либо отказались от использования этих транспортных средств, либо начали ездить без прав.

Электровелосипеды же, в отличие от мопедов, активно используются для работы, особенно курьерами. Введение прав без ясной процедуры их получения может только ухудшить ситуацию. Курьеры окажутся вне правового поля, а это может привести к тому, что они будут ещё чаще нарушать правила дорожного движения, зная, что находятся вне закона. Это, в свою очередь, повлияет не только на безопасность, но и на бизнес в целом: доставка станет дороже, клиентская база сократится, а бизнес может потерять свою рентабельность.

Поэтому я считаю, что введение запретов в этой ситуации – это деструктивное решение. Нам нужно пересмотреть правила дорожного движения. Возможно, стоит внести изменения, учитывающие специфику нового вида транспорта».

Мнение власти: «Всех идентифицировать»

Заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков:

«Очевидно, что пока нет общего федерального закона, мы должны разработать и принять правила на уровне нашего региона. Одним из путей решения проблемы может стать заключение соглашения между комитетом по транспорту и операторами услуг доставки – по аналогии с соглашением между комитетом и кикшеринговыми компаниями.

Считаю важным – каждому курьеру, прежде чем он приступит к работе и начнёт использовать электросамокат или велосипед, пройти корпоративное обучение, изучить правила дорожного движения и сдать экзамен. Помимо этого, в городе необходимо создать Реестр доставщиков и присвоить каждому сотруднику личный номер (id). Регистрационный номер должен быть также у каждого средства индивидуальной мобильности, а у курьера – сумка с номером сотрудника. Кроме того, предлагаем создать единый номер телефона или чат-бот для обращений жителей и гостей нашего города. В числе других важных мер – обязательная верификация всех пользователей арендных СИМ посредством Госуслуг или банковских приложений».

Справка
Как отмечают в петербургском комтрансе, в 2024 году спрос на курьеров в Северной столице вырос на 870%. Каждый пятый житель нашего города пользуется услугами курьерской службы. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, опыт работы курьером имеет каждый шестой россиянин.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах