Из Петербурга сюда регулярно приезжают паломники, в числе которых оказался и наш корреспондент.
Маннергейм прислал машины
Экскурсию по монастырю проводит петербурженка Лена. Они с мужем уже целый год живут и работают здесь — на церковном языке такие добровольные помощники называются трудниками. Прежде всего Лена рассказала историю монастыря.
Валаам отошел к Финляндии в 1917 году, когда страна получила независимость. Хоть и на чужбине, но монастырь процветал. Когда началась война 1939 года, финны уговаривали монахов эвакуироваться, но те ожидали, что «свои» их не тронут. И только когда наши самолеты стали бомбить острова, так как там находились части финской армии, святые отцы решили эвакуироваться. Все они были уже людьми преклонного возраста, расставание с родной обителью стало трагедией, но согревала надежда на возвращение.
Зима 1940 года была суровой, лед стоял крепкий, Маннергейм лично распорядился прислать в монастырь грузовики, на которые погрузили иконы, книги, утварь и сели 205 монахов.
Поначалу переселенцы раз.местились в сельской школе, в классах сколотили нары на 60 человек в каждом, хотя иноки привыкли к одиночным келиям. За время переселения погибла десятая часть братии.
Монахи искали место, которое напоминало бы им Валаам. Таким показалось поместье Паппиниеми на берегу озера. Здесь произошло чудо: в одной из комнат господского дома обнаружили икону валаамских чудотворцев Германа и Сергия! Хозяева поместья были лютеране, и никто не мог объяснить, как она туда попала.
Монастырь получил название Новый Валаам. В 1943 году сюда пришли шесть иноков Печенгского монастыря и девять — Коневецкого — из тех мест, которые отошли к СССР и где обители закрыли.
Поначалу у переселенцев даже не было храма, его оборудовали в сарае — и по сей день в теплое время года здесь идут службы. Монахи построили звонницу, также сохранившуюся, и установили на ней привезенные с собой колокола.
Как и на родине, стали обрабатывать поля, купили лошадей, коров, но потом (из-за того, что становились все более немощными, болели и умирали), скот пришлось продать. Более того, к середине 70-х годов богослужения вел один-единственный монах — отец Симфариан, скончавшийся в 1981 году, когда ему было девяносто. Последний же из старцев умер в 1984-м в возрасте 111 лет.
В километре от монастыря есть кладбище с рядами одинаковых крестов — здесь нашли последний приют русские старцы. На кладбище выстроена деревянная часовня, в монастыре вам охотно дадут от нее ключ. Стоит ли говорить, что кладбище находится в идеальном порядке, за все эти годы никто ни разу не осквернил могилы «инородцев».
Чудотворные святыни
Когда умерли последние монахи и обитель пришла в запустение, казалось, что история Нового Валаама на этом закончится, но…
Хотя 90 процентов финнов — лютеране, вторая официальная религия в стране — православие. В монастырь пришли молодые православные финны — некоторые из них окончили Ленинградскую духовную академию. В Финляндии церковь не разделена с государством, поэтому возрождение началось на государственные средства и на частные пожертвования. Образовалось даже общество «Друзья Валаама», куда вошли не только православные.
Возвели новый каменный храм в стиле псковско-новгородского зодчества по проекту финского архитектора русского происхождения Ивана Кудрявцева. По валаамской традиции храм был назван Спасо-Преображенским. Его освятили 5 июня 1977 года,
в этот день отмечалось 800-летие православия в Финляндии, это был национальный праздник.
В храме есть чудодейственные святыни — икона Валаамской Божией матери и Коневской Божией матери.
Когда монахи, а их всего шестеро, и еще пять послушников, узнают, что в храм пришли россияне, они служат не только на финском, но и на старославянском.
Не так давно в монастыре открыли свечной завод: нововалаамские свечи теперь горят во всех православных храмах Финляндии.
Ну а в Новом Валааме открыли даже свои реставрационные мастерские, оборудование которых не уступит тому, которое есть в Русском музее. Реставрировать нужно многое: иконы, живопись, мебель. В монастыре находятся уникальные реликвии, к примеру, кресло, подаренное последней русской императрицей валаамскому монаху, духовнику царской фамилии Ефрему. Есть рисунки, сделанные рукой Александры Федоровны и цесаревича Алексея, почтовые открытки с автографами членов царской семьи, фотографии, картины.
Более 20 лет назад в монастыре открыли Школу иконописи, это одна из двух светских православных академий в мире, вторая — в Греции.
Специальное здание построено и для библиотеки, его также оборудовали по последнему слову. С Валаама вывезли 20 тысяч книг и архив. Сейчас основная часть собрания находится в Хельсинкском университете — это знаменитая «Славика», а в Новом Валааме осталось 5 тысяч книг, они доступны всем желающим.
В монастыре работают не только монахи и послушники, но и добровольцы-трудники из Финляндии и России, молодые люди проходят здесь альтернативную службу.
Новый Валаам посещают около 150 тысяч туристов в год. Бытовые условия по.трясающие: монастырская гостиница потянет на все четыре звезды, в трапезной — шведский стол. Здесь вам предложат даже «Византий.ский ужин» или «Славянский пир» с собственными монастырскими винами.
…Конечно, петербуржцы больше знают наш родной Валаам — еще в советское время на остров пролегал один из самых популярных водных маршрутов. Народ ездил отдохнуть, и веселиться начинал еще на теплоходе. С возрождением монастыря веселье уже не такое масштабное, но привычка вести себя достойно появилась еще не у всех. В Новом Валааме праздношатающейся публики нет, никто не действует на нервы.
А недалеко от Нового Валаама есть женский Линтуловский монастырь, когда-то располагавшийся под Зеленогорском. Теперь на родине руины, а в Финляндии — цветущая обитель.