«Табакерка с бриллиантами»
Все, кому посчастливилось побывать в «Доме архитектора», единодушны в отзывах: «Это шедевр!»
В первые годы существования Петербурга на месте нынешнего Дома архитектора стояла усадьба графа Головкина, канцлера, дипломата, яркого представителя «птенцов гнезда Петрова». В те времена главными артериями города были не улицы, а реки. Поэтому парадный вход во все дворцы был со стороны «воды». Главный вход в усадьбу Головкина также располагался со стороны Мойки, через разбитый на берегу сад.
Менялся город, архитектурная мода, владельцы дворца. После потомков Головкина им владел фельдмаршал Бутурлин, братья Левашовы, оба генерал-майоры, состоящие в свите Екатерины Второй. С разрешения императрицы в доме гостил граф д’Артуа, будущий французский король Карл Х. Ну а Левашову «за постой пожалована табакерка с бриллиантами».
Всю первую половину XIX века дворцом владели князья Гагарины, в 1830-х годах был приглашен архитектор Пель, помощник Монферрана. По его проекту здание перестроили, и внешне оно обрело привычный нам фасад, а главный вход проделали со стороны Большой Морской.
Старомодная роскошь
В 1861 году у дворца появился новый хозяин - знаменитый придворный банкир А. Л. Штиглиц. Он был женат, но бездетен и воспитывал приемную дочь, подброшенную в свое время с запиской «крещена Надеждой Михайловной, июнь 1843 года». Предполагали, что это внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича, по другой версии - самого барона. Штиглиц приобрел дом в качестве подарка дочери к свадьбе с преуспевающим чиновником при Сенате - Александром Половцовым.
Бесконечная переделка и перестройка дворцов - обычная история тех лет. К примеру, Белый зал открылся уже к следующей свадьбе - сына Половцовых Александра, посаженным отцом на торжестве был император Александр Третий. Молодой хозяин особняк так и не полюбил, считая «помпезную роскошь» старомодной.
После революции во дворце разместилась профсоюзная школа, а с середины тридцатых - Дом архитектора.
Камин из Италии
Дом архитектора можно сравнить с музеем декоративно-прикладного искусства. Когда-то владельцы выписали из Италии белый мрамор для балюстрады и ступеней лестницы - по ним посетители поднимаются и сегодня.
Из Флоренции привозили готовые мраморные камины, в том числе - эпохи Ренессанса - и они сохранились, так же, как панели и шкафы XVI и XVIII веков. В Бронзовом зале есть четыре двери, рисунок которых выполнен из дерева более чем тридцати пород, а фоном служит черепаший панцирь. Один из бронзовых рельефов на стене - это портрет хозяйки дома Надежды Половцовой.
Все эту роскошь горожане могут увидеть, придя на концерты, которые регулярно проводятся в Доме архитектора. А на лекциях и встречах с профессионалами можно обсудить животрепещущие проблемы сохранения архитектуры Петербурга.