Примерное время чтения: 4 минуты
52

Поднимают на «полотенцах»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Петербург 20/07/2011

18 июля начался подъём теплохода «Булгария», затонувшего девять дней назад во время грозы. Из 208 погибли 114 человек, 79 удалось спастись, судьба 15 неизвестна.

Уже на следующий день после крушения было принято решение о подъёме судна, лежавшего на восемнадцатиметровой глубине. Оперативный штаб, куда вошли эксперты МЧС и Минтранса, проведение операции поручил петербургским специалистам. Ответственное задание предстояло выполнить предприятию «Севзапканат» и 40 НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ. За несколько дней им следовало подготовить уникальный проект, где сочетаются наука, инженерная мысль и мастерство водолазов.

Тайна груза

Выбор не случаен - обе фирмы достойно проявили себя во время подъёма атомной подводной лодки «Курск». Правда, сейчас перед ними стояла совершенно иная задача. Если «Курск» был современной могучей субмариной, то «Булгария» - «посудиной» 1955 года постройки. Чтобы извлечь её из волн водохранилища, нужны были щадящие методы. Какие именно? Наши инженеры придумали способ, причём сделали это в рекордно короткие сроки. Они предложили подцепить корабль снизу «полотенцами» - прочными стальными листами длиной двадцать метров и вынести его на поверхность. Оснастка штучная, чтобы ее изготовить, мастера трудились без перерыва по две смены подряд. Применяется и уникальная видеоаппаратура.

В итоге уже 15 июля из Санкт-Петербурга в Казань вылетел Ил-76 МЧС России, который доставил к месту трагедии тонны необходимого оборудования - стальные тросы и канаты различного диаметра и длины, а также конструкции, предназначенные для подъёма крупногабаритных предметов. Правда, рассказать об особенностях груза, улетевшего в Татарстан, руководство предприятия категорически отказалось.

- Все комментарии только после проведения операции, - был непреклонен коммерческий директор «Севзапканата» Виктор Радомский.

Разрабатывать стратегию поручили тоже петербуржцам - профессионалам Пятого филиала военного учебно-научного центра ВМФ. К работе группы водолазов во главе с руководителем 40 НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ капитаном 1-го ранга 42-летним Андреем Звягинцевым сейчас приковано всеобщее внимание.

Мы дозвонились до Андрея Николаевича, но как раз шло очередное совещание по подъёму теплохода. Даже через трубку передавалось напряжение, с которым докладывал обстановку кто-то из военных… А тревога не спадает. Накануне, когда «Булгарию», завалившуюся на правый бок, выравнивали на дне, оборвался один из тросов… Так что с Андреем Звягинцевым договорились созвониться позже. Он останется в Казани до конца операции.

Самообладание не потерял

Для него это не первое ЧП такого рода. Летом 2001-го капитан Звягинцев входил в состав группы водолазов, принимавших участие в обследовании и подъёме затонувшей атомной подводной лодки «Курск». Тогда, в Баренцевом море, Звягинцев спускался под воду максимально возможное количество погружений. На глубине 100 метров он провел свыше 870 часов. Все отмечают мужество и высокую квалификацию капитана.

В один из дней, работая на корпусе «Курска», он обнаружил, что потеряна связь с напарником. Рискуя, Андрей пробрался к товарищу, освободил его из-под завала, доставил в безопасное место, а сам продолжил выполнять задание. Как-то у него самого оказался перекрытым шланг, через который подавался кислород…

В критической ситуации моряк не потерял самообладание и смог отключить оборудование, чтобы избежать аварии. В 2002 году за образцовое выполнение заданий ему было присвоено звание Героя России. В целом под водой он проработал более 3 тыс. часов. Надеемся, что техника не подведёт и все эти качества помогут петербургским водолазам и при подъёме «Булгарии».

Между тем трагедия на Волге заставила контролирующие органы провести ревизию всех круизных кораблей. Теплоходы, родственные «Булгарии», запрещены к эксплуатации до окончания расследования.

В Петербурге тоже взялись за парк таких судов. Эксперты уверяют, что развалин, вроде неисправного парохода, погубившего столько жизней, у нас нет: на Ладоге курсируют корабли не старше 1984 года. Стихия небрежности и безответственности не прощает.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах