Давайте начнем с определения — что такое вовлечение учеников?
Вообще у вовлеченности определений много, но примем за истину следующее: вовлеченность — это степень внимания, любопытства, интереса, оптимизма и стремления, которые проявляют учащиеся при изучении новой информации или обучении, рассказала руководитель языковой школы и лингвист Виталия Ванюкова.
А еще обычно уровень вовлеченности учеников считается показателем профессионального успеха преподавателя. Тем не менее, в действительности добиться высокого уровня вовлеченности в современной классной комнате может быть ой как не так просто.
Существуют разные стратегии по вовлечению учащихся, которыми учителя могут воспользоваться, чтобы повысить их интерес, уровень участия в классной деятельности и общее удовольствие от уроков. Некоторые из наиболее популярных и важных стратегий вовлечения студентов мы обсудим далее. Я поделюсь лайфхаками и методическими тонкостями, чтобы ученики проявляли больший интерес к образовательному процессу:
Анализ нужд ученика и жанров
Это база любого подхода, в котором преподавателю не все равно на учеников. Конечно же, чтобы вовлечь человека, надо слушать его и понимать его нужды. Наверное, предполагается, что в ответ на прямой вопрос " зачем тебе язык" ученик сразу выдаст все свои глубинные, невыраженные, истинные запросы. А на практике в 90% случаев в ответ услышишь «чтобы разговаривать». Упомянутый ранее вопрос, мне кажется, применим к тем, у кого есть уже какой-то опыт в изучении языка, понимании его систем, необходимых навыков и стратегий. И к тем, кто, собственно, определился с целями изучения английского, конечно. А что же делать с новичками?
Попробуйте анализ жанров: список максимально возможных ситуаций использования английского. Например: что бы вы хотели уметь читать (и понимать) на языке? Это могут быть журналы, книги, а может статьи в онлайн изданиях. Что угодно! И так нужно пройтись по каждому навыку: говорение, слушание, письмо и чтение. И вот это уже имеет прямое отношение к человеку. Это он сможет о себе сказать, это он знает!
Вовлекающая методика преподавания Dogme
Прежде всего, отошлю вас к автору этого подхода и его книге — Скотт Торнберри, Teaching Unplugged. Методика предусматривает возвращение ученика в центр процесса изучения языка. Направление урока определяется тем, что возникает в разговоре между преподавателем и учениками. Это автоматически делает урок более интересным, ведь нам всем доставляет удовольствие говорить о себе и заниматься исключительно теми вещами, которые нам интересны.
Таким образом, мы строим весь урок вокруг того, что исходит от самого ученика, без учебных материалов и упражнений на раскрытие скобок.
Аутентичные материалы
Это материалы, созданные носителями языка для носителей языка для неучебных целей.
Причина их использования максимально проста — аутентику можно подбирать в аккурат к интересам учащихся. Нравится ему сериал? Делаем по нему уроки. Смотрит какое-то шоу на ютубе? Готовим материалы по нему
Работа с аутентичным материалом открывает широкие возможности для преподавателей иностранного языка. Они дают большое лингвистическое разнообразие, раскрывающее современный язык. Правильно поставив задачи, можно получить хорошие результаты с учениками любого уровня подготовки.
Поощрение и похвала
Так сложилось, что учителя чаще указывают на то, что у людей не так, поправляют ошибки. Но нет ничего лучше, чем искренняя похвала и поощрение правильных действий. Сделайте доску почета, присуждайте еденедельную премию, просто обращайте внимание на маленькие успехи на каждом уроке, но делайте это честно — это самое главное. Здесь неуместна необоснованная лесть.
Развивайте автономность студентов
Зачастую на уроках происходит неосознанное (или осознанное?) перекладывание ответственности на учителя, который должен вложить в голову знания и активировать их. Но чуда не произойдет, если ученики не будут брать жизнь в свои руки. Автономность учеников — это их способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений относительно процесса обучения. Это может проявляться в выборе формата или типа заданий, например, или в обратной связи, которую ученик дает учителю. Автономное обучение предполагает не просто усвоение «школьной программы», которая возможно никогда не будет использоваться в дальнейшей жизни, а создание пригодных для применения в жизни «продуктивных знаний» путем соединения интересов, инициативы и ответственности за свою жизнь. Автономность у учеников нужно развивать, чтобы образовательный процесс был встречным движением двух людей, а не соло марафоном учителя.