Авиационная отрасль одна из самых сложных для инноваций. Множество правил и требований по безопасности переплетаются с налаженными бизнес-процессами, отработанными годами. И когда все работает штатно, трудностей не возникает — пассажиры получают ожидаемый сервис. Но что же происходит, когда что-то идет не по плану? Как сегодня автоматизируют и находят технологичные решения для нестандартных ситуаций в отрасли, рассказал генеральный директор KYFO, серийный предприниматель Александр Мельников.
— Александр, расскажите про ваш опыт? Как вы пришли в авиационную отрасль и с чего начинался ваш путь?
— Порядка 10 лет я проработал в корпоративной среде. Отвечал за развитие бизнеса в отделах продаж и маркетинга, в том числе в международных крупных компаниях. Практически каждая моя роль была связана с тем, что я запускал какой-то новый проект, инновацию либо для российского, либо для глобального рынка. В какой-то момент мне захотелось больших изменений, большей ответственности. И, конечно же, играло немалую роль стремление не стоять на месте, развиваться дальше. Поэтому я повернул достаточно сильно свою карьеру — на 90 градусов и сфокусировался на различного рода технологических решениях в бизнесе. Следующие 10 лет я посвятил тому, что развивал проекты в технологических сферах.
— Расскажите подробнее про проекты, которые удалось реализовать. Какой из них на сегодня для вас самый значимый?
— Когда ты оглядываешься назад, смотришь на все, что ты сделал, кажется, что все было не так и сложно по сравнению с тем, что стоит перед тобой сейчас. Поэтому сейчас все успешные проекты не кажутся такими глобальными, но на деле являются очень серьезными задачами, с которыми удалось справиться. Я бы сказал, что каждый проект был важен в своё время, давал какую-то возможность, давал какие-то знания. Ведь опыт — один из самых ценных ресурсов в современном мире, его не купишь ни за какие деньги.
Выделить я бы хотел как раз один из последних своих проектов — это был значимый, поворотный момент. Мы запустили бизнес для организации питания корпоративных клиентов с помощью электронных платежных карты, лимитов и системы отчетности в режиме реального времени. Охват — 80 городов России. Этот технологичный, трудоемкий и уникальный для России проект реализовывался с нуля и был первым инновационным решением подобного уровня.
— Можно ли сказать, что именно этот проект стал фундаментом того масштабного проекта, который вы предлагаете сегодня авиаотрасли?
— Безусловно, KYFO является логичным продолжением, эволюцией той огромной работы, так как мы внедряли современные индустриальные технологии на замену бумажным талонам и различным техническим решениям ограниченного использования. Натолкнул на мысль меня личный опыт. Задержали рейс в одном из аэропортов за рубежом. Представители авиакомпании выдали мне ваучер на питание, я пошёл, получил напиток с сэндвичем, но у меня сразу возник вопрос, можно ли как-то весь этот процесс автоматизировать, сделать его удобным как для пассажиров, так и для самих авиакомпаний. Я предложил решение и запустил бизнес для автоматизации предоставления услуг пассажирам авиакомпаний при задержках рейсов. Мы с коллегами реализовали уникальную технологию получения различных услуг по посадочным талонам, не имеющую аналогов на рынке. Многие авиакомпании в России сегодня пользуются нашим решением, это становится новым стандартам отрасли.
— Подскажите, в чем суть проблемы организации услуг для пассажиров в подобной ситуации?
— Сбойная ситуация — всегда стресс. Обеспечить более 150 пассажиров всем необходимым в сжатые сроки — объективно сложная задача. Задержка рейса может быть, например, всего на 2 часа и за это время нужно всех пассажиров оповестить что делать, куда идти, чтобы все получили необходимые услуги, а потом еще и успели на рейс. Более того, качество и своевременность предоставления услуг контролируется надзорными органами в транспортной отрасли, согласно требованиям Федеральных Авиационных Правил (ФАП).
KYFO — это цифровой сервис для автоматизации услуг питания, проживания и трансфера пассажиров по ФАП-82 с использованием посадочных талонов. Мы предложили уникальное технологическое решение и сделали посадочный талон безопасным инструментом, используемым при получении различных услуг пассажирами и проведения взаиморасчетов. Требуется всего несколько минут представителю авиакомпании, чтобы организовать получение требуемых услуг через множество поставщиков и далее получить электронную отчетность. Это может сделать всего один человек для любого аэропорта удаленно. Технология!
— Как такое нововведение восприняли представители авиакомпаний, ведь известно, что авиационная отрасль одна из самых сложных для инноваций?
— Мы работаем с 2018 года, можно сказать, что уже есть наработанный опыт и репутация. Представители авиакомпаний знают, что мы предлагаем понятную, надёжную и испытанную систему. Сегодня её используют более 30 авиакомпании в 35 аэропортах России. Но продвигать какие-то инновации в авиационной отрасли, действительно, бывает непросто. Это особенность сферы. В авиации множество всевозможных нормативных актов, правил, требований и всего остального, с чем работают авиакомпании на протяжении десятилетий. Когда ты приходишь и предлагаешь любую инновацию, и она меняет многие устоявшиеся за годы правила, зачастую руководители боятся даже подумать о нововведениях. А ведь на самом деле те новшества, которые предлагаем мы, могут быть легко проверены и реализованы без каких-либо сложных внедрений и интеграций. Нужно просто не бояться и пробовать.
— Почему для перевозчиков выгодно использовать ваш сервис? И в чём состоят преимущества для пассажиров?
— Выгода очевидна как для авиакомпаний, так и для её клиентов. Перевозчик получает возможность предоставить всем или определенным пассажирам напитки и питание в течение нескольких минут и для этого не нужно что-то раздавать пассажирам или собирать всех в одном месте. Не менее важен большой выбор поставщиков питания в аэропортах, что исключает необходимость пассажирам стоять в очередях в одно-два кафе. При этом представители авиакомпаний получают информацию о предоставленных услугах в реальном времени. Управлять сервисом дистанционно может один человек, что дает существенную свободу действий и простоту управления авиакомпаниям. Даже если необходимо предоставить услуги в новом аэропорту или в аэропорту, где была совершена вынужденная посадка, через наш сервис это легко реализовать для всех пассажиров и получить детальную отчетность.
Что касается выгоды для пассажиров — всё просто. Они заинтересованы в удобном и современном сервисе, чтобы всё было быстро и легко. И мы предоставляем пассажирам возможность быстро получать те услуги, которые должна оказывать авиакомпания, просто получая их по посадочным талонам в рамках установленных ограничений: без очередей, лишних ожиданий, простым и безопасным способом. В части предоставления сервиса питания пассажиры получают возможность самостоятельно выбрать заведение питания, блюдо или напиток. Это дает существенные преимущества и исключение рисков для всех сторон. Если рассматривать предоставление сервиса гостиниц, то мы предлагаем большую сеть партнеров в каждом аэропорту. Авиакомпания может легко выбрать необходимый вариант для размещения пассажиров, исходя из собственных правил и возможностей, предоставив лучшие решения определенной задачи.
— Возвращаясь к особенностям отрасли, неужели при продвижении проекта ваша команда не столкнулась ни с какими сложностями?
— Здесь важно понимать, что наш сервис не только повышает эффективность работы всех участников в сбойных ситуациях, но и может быть применен для развития бизнеса в новых направлениях. К тому же сегодня в отечественной авиации очевидны тренды на модернизацию и цифровизацию. Авиакомпании все больше внимания уделяют комфорту пассажиров, одновременно с этим повышая свою эффективность. И даже самые «консервативные» предприятия всё активнее начинают принимать новшества и технологии, что свидетельствует о развитии отрасли в России.
Однако, даже учитывая эти факторы, без сложностей обойтись не удалось. К сожалению, до сих пор ряду предприятий проще работать по старинке. Если же прагматично и объективно смотреть на ситуацию, велосипед уже придуман. В авиационном сегменте есть современный технологичный сервис, который работает для авиакомпаний и поставщиков услуг, и работает превосходно. Он прозрачен, понятен, легко контролируется. Всё автоматизировано. Поэтому нет никакой разумной причины продолжать предлагать сервис пассажирам по устаревшим или сложным моделям и игнорировать новые и эффективные инструменты.
— Александр, а сколько времени ушло на разработку KYFO и сколько человек работали над созданием сервиса?
— Чтобы запустить KYFO, разработать технологию, апробировать её и реализовать пилотный проект потребовалось порядка восьми месяцев. Задействованы в команде сейчас около 20 человек. В этом плане нам существенно помогают современные технологии — позволяют оптимально и эффективно использовать человеческий труд. Поэтому каждый член команды — настоящий профессионал, лучший из лучших в своей области, способный решать по-настоящему амбициозные задачи, с которыми не справится ни одна машина.
— И напоследок, Александр, расскажите, каких принципов вы придерживаетесь в бизнесе? Что для вас самое важное, как для профессионала. Есть ли какие-то правила жизни, которым вы следуете, работая над проектами?
— Я придерживаюсь принципа: или делаем хорошо, или вообще не делаем. Разрабатывая тот или иной проект, важно понимать его востребованность как для бизнеса, так и для общества в целом. Поэтому перед работой я всегда оцениваю, принесёт ли создаваемый мною продукт что-то положительное, позитивное в отрасль, сделает ли жизнь лучше. В этом я вижу, можно сказать, свою миссию, концептуальную задачу.
Очень важный фактор, на который всегда следует ориентироваться — команда, с которой ты работаешь. Не зря говорят, что мы — это люди, которые нас окружает. Поэтому свою работу необходимо строить с теми людьми, кто разделяет твои ценности, цели и готов работать на результат.