Примерное время чтения: 8 минут
196

Автомобиль без руля и педалей. Реальны ли подписанные на ПМЭФ соглашения?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. Аргументы и факты - Петербург 16/06/2021
Мы всегда можем превратить легендарное в ультрасовременное.
Мы всегда можем превратить легендарное в ультрасовременное. / Вероника Такмовцева / АиФ

Как соглашения, подписанные на ПМЭФ, превратить в реальные дела?

Какое будущее ждет Северную столицу? Как она изменится в ближайшие десять лет? Эти вопросы не раз звучали во время Международного экономического форума, который прошел в начале июня. Наш город продемонстрировал широкие возможности, подписав контракты с ведущими мировыми компаниями. Хватит ли сил и средств, чтобы превратить договоренности в реальные дела? Своей точкой зрения с «АиФ» поделился директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

Главное - живое общение!

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Дмитрий Владимирович, вы уже не раз участвовали в работе ПМЭФ. Какое впечатление оставил форум-2021?

Дмитрий Солонников: Это первая в мире за два года борьбы с «ковидом» встреча такого уровня, и было видно, как люди соскучились по живому общению. Потому что сколько бы мы ни проводили видеоконференций, «зумов» - непосредственные контакты, эмоции, разговор глаза в глаза никто и ничто не заменит. Кстати, петербургский форум часто называют «русским Давосом». Так вот Давос в феврале этого года проходил онлайн. А мы в Петербурге сумели соблюсти санитарные правила, нормы безопасности и пригласить 13 тысяч гостей! Вся обширная программа шла в очном режиме: аудитории иногда были заполнены до отказа, страсти во время дискуссий кипели нешуточные, что еще раз показывает актуальность тем. Хочется сказать за это организаторам искреннее спасибо.

- Еще одна отличительная черта - приехали много, свыше двух тысяч, иностранцев. Выходит, несмотря на санкции, зарубежный бизнес хочет дружить с Россией?

- Конечно, хочет и не скрывает этого. Наиболее показательный пример - Германия. Это наш традиционный надежный партнер, и сейчас связи продолжают укрепляться. Немецкий капитал интересуют автомобильный кластер, строительство, фармацевтика, здравоохранение, торговля. Показательно, что «в работе» немало долгосрочных, масштабных проектов. Один из ярких примеров - сотрудничество с компанией «Сименс». Скоростные электропоезда «Ласточка», созданные на основе платформы этого предприятия, «летают» уже в 60 регионах нашей страны. Причем сегодня на 82% они состоят из российских комплектующих. Под Петербургом открыт цех, где составы обслуживают, ремонтируют, а депо оснащено «умной инфраструктурой».

- Тем не менее вы не раз заявляли, что в дружбе с заграницей не стоит делать слишком оптимистичные прогнозы. Почему?

- Политика и прибыль не всегда связаны. Да, бизнес стремится закрепиться в той или иной стране, ищет возможности, но они ограничены. Те же немецкие, французские фирмы вынуждены были уходить из Ирана, теряя дивиденды, под давлением Америки. Поэтому многое будет зависеть от градуса международной напряженности. 16 июня, когда выходит этот номер «АиФ», встречаются президенты Америки и России. Замечу, что делегация США была на форуме в Петербурге самой представительной - свыше 200 человек. И сейчас, в том числе благодаря встречам на полях ПМЭФ, есть надежда на потепление: улучшение и общих отношений, и инвестиционного климата.

Чем привлечь инвестора?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Петербург на форуме привлек свыше 600 млрд инвестиций. Сумма внушительная, но что это даст горожанам?

Дмитрий Солонников: Будут построены современные дороги, развязки, заводы, больницы. В том числе, скажем, новый корпус инфекционного стационара им. Боткина в Колпине. Появится и комфортная социальная инфраструктура. Улучшится качество жизни. Так, немало соглашений касаются транспортной отрасли. Будет проложена широтная магистраль, аналог ЗСД, что завершит создание в городе сети опорных дорог. Двадцать лет назад о ней никто даже не мечтал! Расширится аэропорт «Пулково»: там появится второй терминал, что улучшит обслуживание пассажиров, станет стимулом для туризма. Подписан и контракт с Метростроем Северной столицы, сумма вложений - свыше 100 млрд. Кроме того, в собственности города закреплено 65% акций нового предприятия. Это поможет решить вопросы управления, финансирования, и, надеемся, уже скоро у нас откроются новые станции метро, которые так нужны всем.

- За инвесторов борются все регионы. Многие мечтают попасть в первые строчки национального рейтинга привлечения бизнеса, итоги которого уже несколько лет подводят на форуме. В прошлом году Петербург сдал свои позиции, переместившись с 4-го места на 8-е. Как думаете, почему?

- С одной стороны, сказалась борьба с «ковидом», на которую ушло и по-прежнему расходуется много сил и средств. Наиболее пострадали торговля, общепит, туризм. С другой, надо признать, ряд решений по бизнесу принимаются в городе с опозданием. Некоторые инвесторы откровенно жалуются, что не так просто получить послабления, скидки, а льготы, в том числе федеральные, нередко приходится «выгрызать». В итоге такой предприниматель, недолго думая, идет в находящуюся рядом Ленобласть и там регистрируется без проблем. Получает субсидии, начинает работать, платить в бюджет налоги. Как результат, 47-й регион на нынешнем форуме стал лидером по привлечению инвестиций и подписал соглашений на триллион рублей. Мне кажется, это тот случай, когда у соседей есть чему поучиться.

- У города тоже немало сильных сторон. В том числе активное развитие науки, высоких технологий. Какие из конкретных проектов вы могли бы выделить?

- Меня, как и многих, впечатлили технологические долины СПбГУ и Морского технического университета. А «ИТМО Хайпарк»? Вырастет настоящий студенческий город с исследовательскими комплексами, лабораториями, где будут учиться 3600 студентов. Центр построят к 2024 году. Прорыв намечается и в экологической повестке. Здесь спектр - от «зеленой энергетики» до электробусов и топлива, не загрязняющих окружающую среду. Не исключено, что скоро появятся и беспилотные городские такси. Эта новинка тоже вызвала здоровый ажиотаж. Судите сами: у нее пятая, наивысшая степень автономности, раздвижные двери, а традиционные руль и педали отсутствуют. Вот такой транспорт будущего.

Очередь победила «цифру»?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Много говорилось о цифровизации, переходе на электронные услуги. В теории и на бумаге все гладко, но как этого достичь в реальности?

Дмитрий Солонников: Реальность пока отстает. Один пример. Много сил и средств в городе потрачено на то, чтобы упорядочить запись в поликлиники, покончить с очередями. Для этого созданы колл-центры, самозапись и т. д. Но что получается на деле? Это я испытал на себе, когда решил сделать прививку от COVID-19. Звонишь в поликлинику - тебя отправляют в колл-центр. Там интересуются - куда хотите попасть? В поликлинике - живая очередь в регистратуру, заполнение бумаг. Затем снова ожидание - уже непосредственно у кабинета врача. Какая же тут цифровизация? Скорее, усложнение работы, имитация бурной деятельности и освоение выделенного финансирования. Да, теперь доктор печатает историю болезни на компьютере, а не пишет от руки, как раньше, но до прогресса, прорывных технологий далеко.

- Как вы относитесь к дискуссии, которая разгорелась на форуме по поводу новых медиа, блогеров и способов получения информации? Многие приветствуют такой креатив - миллионы подписчиков тому подтверждение. Другие резко против. На чьей вы стороне?

- Мне этот вопрос кажется более сложным. Блогеры - тенденция последних лет, и сейчас так называемые новые медиа изменили пространство вокруг нас. Теперь каждый может распространять информацию и также просто ее получать. Уходит на второй план и качество. Современному человеку, чтобы быть осведомленным, не надо брать в руки книгу, которая проходит корректуру, оценку издательства, специалистов и т. д. У него постоянно перед глазами гаджеты, где потоком льются новости. Раньше печатали лучшее, потому что это было трудоемко и дорого. Сейчас - все подряд, в том числе худшее.

- Нет ли здесь преувеличения? Как раз обилие информации позволяет разобраться, проанализировать, отделить черное от белого. Разве не так?

- Для этого нужно думать, а сегодня это немодно. Чтобы слушать оперу, читать Льва Толстого, Борхеса и получать от этого удовольствие, требуются подготовка и образование. Но нам некогда: не успеваем осознать одно, как надвигается другое, и так до бесконечности. В итоге мы поневоле хотим скорее, здесь и сейчас.

В такой ситуации гораздо проще и комфортнее читать не классику, произведения талантливых авторов, а примитивные посты, написанные на уровне пятиклассника. Если же это еще и известная личность, то подобный контент воспринимается как причастность к чему-то значимому. В итоге мы даже не замечаем, как опускаемся на такой же уровень. Если вернуться к форуму, до сих пор не утихают страсти по поводу приглашения на важный экономический саммит неоднозначных личностей. Но я считаю их появление правильным. Они - представители нашего общества, «кумиры», завоевавшие популярность. И, может быть, их «маски-шоу» прямо во время заседания кого-то отрезвят. Винить некого: сами создали этот мир таким. Вопрос - как будем в нем жить и на что опираться.

Кстати: особой Экономической зоне - 15 лет

В этом году исполняется 15 лет с момента создания особой экономической зоны «Санкт-Петербург». ОЭЗ «Санкт-Петербург» - это территория, наделенная государством специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктурам. Благодаря проекту в город приходят крупные компании, в том числе и зарубежные. ОЭЗ создает благоприятный инвестклимат в Петербурге, ведь общий объем вложений в нее составил 85 млрд рублей!

По словам губернатора Александра Беглова, сегодня площадка занимает ведущие позиции в рейтинге лучших экономических зон мира. Ее резидентами являются 59 ведущих компаний, представляющих современные инновационные отрасли.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах