Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Аргументы и Факты
spb.aif.ru
16+
Санкт-Петербург
Примерное время чтения: 6 минут
1023

Без мигрантов за рулём. В Петербурге запретили работу иностранных таксистов

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 32. Аргументы и факты - Петербург 06/08/2025
К чему приведёт эксперимент – узнаем в конце 2025 года.
К чему приведёт эксперимент – узнаем в конце 2025 года. Изображение создано с помощью AI Гервин

8 августа в Петербурге вступает в силу постановление губернатора Александра Беглова, запрещающее работающим по патенту мигрантам трудиться в службах такси. Мера будет действовать до конца этого года и уже вызвала бурную реакцию — от поддержки до жёсткой критики. Подробнее — в материале spb.aif.ru.

Запрет ради безопасности?

О грядущем запрете стало известно 28 июля. Решение затрагивает иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента в сфере «деятельности легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем» (ОКВЭД 49.32).
В Смольном объясняют нововведение необходимостью «повысить качество и безопасность услуг такси» и «создать дополнительные возможности для трудоустройства граждан РФ».

На переходный период работодателям отвели три месяца. За это время они должны прекратить трудовые отношения с мигрантами и найти новых водителей.
«Введение запрета на указанный временной период позволит на практике оценить его социально-экономическое влияние на жизнь города», — пояснили в городской администрации.

По словам депутата ЗакСа Константина Чебыкина, это решение — не окончательная мера.

«До конца 2025 года — это такой эксперимент. У нас есть время принять взвешенное решение о необходимости применения запрета уже в 2026 году», — подчеркнул он, добавив, что в Петербурге зарплаты водителей достигают 150–250 тысяч рублей, что делает профессию привлекательной для россиян.

Официальные цифры дают интересную картину. По данным городского комитета по труду, в 2025 году в Петербурге выдано 102,9 тыс. патентов, из них по профессии «водитель» — лишь 3,8 тыс. При этом общее число таксистов-иностранцев — порядка 13 тыс.

Однако в этих цифрах скрыт нюанс: граждане ЕАЭС (Казахстан, Киргизия, Беларусь, Армения) не подпадают под действие запрета. А многие приезжие из стран СНГ либо уже оформили гражданство РФ, либо работают как самозанятые или ИП, минуя трудовые договоры.

Глава московского профсоюза такси «Добро» Николай Кодолов и вовсе назвал решение Смольного «пиар-ходом», отмечая, что запрет коснётся узкого круга людей.
«Это десятки, максимум сотни человек. Большинство мигрантов в такси и так не работают по патенту», — уверен он.

«Рынок и так на грани»

Представители агрегаторов и таксопарков заявляют, что патенты юридически не играют ключевой роли в отрасли.

«В такси трудовых отношений нет. Мигранты арендуют автомобили, и их отчисления — только арендная плата. Так устроена современная модель», — отметили в популярном сервисе такси.

Другие операторы жалуются, что за два года с рынка ушло более половины исполнителей. Таксопарки закрываются, машины простаивают, а лизинговые компании изымают авто — работы нет.

Некоторые и вовсе предрекают рост нелегального сектора.

«Введение ограничений не уменьшит нелегальный сектор. Наоборот, появится больше посредников, а мигранты будут вынуждены платить за обход запрета. Это приведёт к ухудшению безопасности», — убеждён председатель НП таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков.

В целесообразности инициативы сомневается и депутат Роман Кононенко:
«Мигранты восполняют нехватку рабочей силы. Да, это эксперимент. Но очевидно, что машин станет меньше, а поездки — дороже».

Как отразится решение властей на тарифах извозчиков — однозначно сказать пока сложно. Некоторые эксперты считают, что стоимость такси вырастет на 30–40%, ведь готовых работать в такси россиян не так много. Другие же уверены — уход из отрасли и половины мигрантов не вызовет тектонических сдвигов, но усилит конкуренцию за водителей.

Шаг к реальному регулированию

«Водитель автобуса, потерпевшего крушение в прошлом году, фиктивно поставил на учёт 46 иностранцев. Это риск», — отмечает зампред комитета Госдумы по региональной политике Михаил Матвеев, подчёркивая, что уже этой осенью Госдума может рассмотреть законопроекты, ужесточающие требования к мигрантам — от медицинских справок до обязательного страхования. А комитет по труду и занятости Петербурга до 1 ноября должен будет представить губернатору оценку влияния, которое оказало нововведение, и предложения на 2026 год.

Пока запрет касается только такси, однако изначально рассматривалась и доставка.
Последнюю «отложили», сосредоточившись на регулировании работы курьеров.
Сейчас большинство экспертов сходятся в одном: реальных изменений для конечного пользователя будет немного.

«На рынке легкового такси менее 1% мигрантов. Вся система допуска в отрасль не работает. Запрет формален. Но при правильной реализации — может стать шагом к реальному регулированию», — считает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус.

По словам руководителя Центра помощи иностранцам, эксперта по миграции Вадима Коженова, введённый в Петербурге запрет на работу в такси для оформленных по патенту мигрантов не приведёт к масштабным последствиям.

«Запрет на работу мигрантам по патентам в такси в Петербурге — это, по сути, пустой звук. В такси у нас в основном киргизы, а им, как гражданам ЕАЭС, патент не нужен», — поделился он в беседе с spb.aif.ru, уточнив, что под удар могут попасть лишь узбеки, таджики и азербайджанцы, которые обязаны учиться в автошколах и сдавать экзамены. Обязаны менять свои права и армяне — хоть они и входят в ЕАЭС.

«Вот и получается, что в такси либо граждане России, либо киргизы», — пояснил Вадим Коженов. Эксперт уверен, что решение Смольного не затрагивает реальную экономику и не решает структурных проблем.

Он также обратил внимание на коррупцию в миграционном учёте, оценивая её в 50 миллиардов рублей в год, и подчеркнул, что эта «чёрная дыра» должна быть закрыта. Также Коженов считает, что Россия рискует потерять рабочую силу, на которой держатся целые секторы экономики. Исчезновение мигрантов из таких сфер как такси, клининг, общепит и ЖКХ, приведёт к падению качества жизни и сократит налоговые поступления, заключил он.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5


Самое интересное в регионах