Правительство Ленобласти на региональном уровне подготовило всё для проведения муниципальной реформы, в рамках которой вместо муниципальных районов появятся муниципальные округа, сократятся расходы на управление и вырастут возможности местных бюджетов. Кроме того, на уровне округа – то есть районном уровне – начнут решаться те вопросы, которые сейчас местные власти зачастую перекладывают на региональный, а то и федеральный уровни.
В том, что реформа приведёт к позитивным изменениям, в правительстве Ленобласти уверены – порукой тому опыт семи соседних регионов СЗФО, где такие изменения уже состоялись.
Кто меняет лампочки в подъезде?
Напомним, что о необходимости преобразований в системе муниципальной власти в России говорили с начала 2019 года. Изменения объективно назрели. Дело в том, что когда в 2003-м в стране заработал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в документе не было прописано минимальное количество жителей на территории, необходимое для создания муниципального образования. Тогда это объяснялось стремлением к демократизации общественной и политической жизни. И хотя с тех пор определённые коррективы были внесены, сам принцип двухуровневого деления – на небольшие сельские и городские поселения – сохранился. При этом такие территории очень различаются и по количеству жителей, и по особенностям экономического развития, и, как следствие, по возможностям решения насущных проблем за счёт бюджета.
Попросту говоря, в небольшом селе зачастую нет денег на решение самых элементарных вопросов. К примеру, недавно в Горбунках из-за отсутствия денег, несмотря на то, что поселение победило в федеральном конкурсе проектов, отказались от выполнения программы «Комфортная городская среда». У муниципалитетов побольше проблемы бывают серьёзнее – в Шлиссельбурге, например, под угрозой срыва оказался отопительный сезон. Хроническая нехватка ресурсов приводит к тому, что местные власти фактически оказываются парализованными и просто-напросто не способны решать проблемы, которые перекладываются на региональные, а то и федеральные власти.
«Задача реформы в том, чтобы мы выстроили прямые отношения с районом, с главой округа, с депутатами округа и жителями. По встречам с ленинградцами, по их обращениям в соцсетях я вижу, что на первом уровне нередко людей не слышат, настоящего диалога с жителями нет. В результате даже элементарные вопросы, вроде замены лампочки в подъезде, приходится решать на более высоком уровне», – разводит руками губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.
Скамейка запасных
Поэтому в рамках реформы предполагается отказаться от нынешней системы деления на сельские и городские поселения, а вместо муниципальных районов создать муниципальные округа. В принципе, работа по укрупнению муниципалитетов идёт уже давно, и опыт в Ленобласти есть. «Работу по реформированию муниципальных образований мы начали проводить планомерно, по инициативе губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, ещё с середины 2012 года. Слияние идёт достаточно давно. Так, например, Колтушское и Разметелевское сельские поселения Всеволожского муниципального района Ленобласти объединились ещё в 2013 году», – отмечает председатель комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленобласти Лира Бурак.
А весной этого года депутаты Ленобласти широко открыли окно для преобразований, внеся в региональное законодательство понятие «муниципальный округ». По мнению Бурак, муниципальные округа – более совершенная и современная система местного самоуправления. Она лучше учитывает интересы жителей и позволяет исключить ситуации, когда у власти на уровне муниципалитета оказываются «случайные» люди, не обладающие для такой работы ни опытом, ни компетенцией.
«Действительно, такая проблема есть – в дальних районах часто сложно найти людей для работы в органах власти. Многие из нынешних управленцев уже совсем пожилые люди, но их упрашивают остаться, так как скамейка запасных у нас, к сожалению, короткая.
Укрупнение органов местного самоуправления избавит от этой проблемы. Можно сказать – в результате отберут лучших для исполнения этих непростых обязанностей», – поясняет Лира Бурак.
Как обустроить территорию
Главная выгода – финансовая: формируется общий бюджет на весь округ, ликвидируются диспропорции, когда отдельные поселения не в состоянии профинансировать свои нужды. Сократятся затраты на проведение выборов и содержание органов местного самоуправления. Отсутствие деления по уровням даёт возможность объединить бюджетные, административные и кадровые ресурсы, сократить имеющийся депутатский корпус, создать более эффективную систему управления
Что важно – повседневная жизнь региона изменится мало. Жителям отдалённых деревень и посёлков не придётся после реформы ездить в районный центр за каждой справкой. Ведь вместо администраций на местах создадут территориальные подразделения со значительным перечнем полномочий. Они будут работать с гражданами по текущим проблемным вопросам, взаимодействовать с предприятиями и организациями, решать вопросы благоустройства территории и так далее.
Не изменится и статус населённых пунктов: все льготы, компенсации и прочие социальные поддержки останутся прежними. Без изменений сохранятся адрес, регистрация, СНИЛС, ИНН и свидетельства о собственности.
Другое дело, что у людей появится возможность активнее участвовать в процессе обустройства своих территорий – ведь возможности бюджета вырастут, а достучаться до властей станет проще, меньше будет посредников. Поэтому областные власти рассчитывают на усиление роли территориальных общественных советов, сельских старост и инициативных комиссий. Тем более, соответствующий опыт есть: в регионе уже успешно работает программа поддержки местных инициатив, а также выделяются значительные средства – 460 миллионов рублей ежегодно – на реализацию социально значимых проектов.
Реформа по заявкам
Но для запуска реформы необходима добрая воля на местах. В областном правительстве подчёркивают, что не собираются заставлять муниципалитеты проводить изменения.
«Мы никого не заставляем. Региональные власти всё подготовили и готовы принимать заявки от муниципалитетов на преобразование. Для этого у нас есть «дорожная карта» и разработан алгоритм реформы, и если поступит инициатива от органа местного самоуправления, комитет запустит этот механизм», – поясняет Лира Бурак.