В 2011 году Марина Смирнова, теперь президент фонда «Живая классика», предложила друзьям-филологам сделать конкурс чтецов для школьников. Все было скромно, но конкурсные отборы прошли душевно: школьники читали отрывки из любимых книг наизусть, а организаторы и учителя неустанно восхищались этими яркими, талантливыми детьми.
Буквально за год конкурс из инициативы вырос во всероссийский проект. За 10 лет в нем приняло участие более 10 миллионов школьников. В 2013 году к «Живой классике» присоединились подростки из девяти стран, а в последнем конкурсе прозу читали школьники из 85 иностранных государств.
Кафка и Зощенко
— Марина Валерьевна, кто участники конкурса чтецов «Живая классика»?
— Участники — дети и подростки от 10 до 17 лет.
— Каких авторов сегодня они выбирают?
— Как ни странно (коллеги передали мне статистику, которая была в топе) я увидела среди избранных Кафку и Зощенко и очень, надо сказать, удивилась. Очень хорошие книги появились, на самом деле мы работали 13 лет, чтобы расширить кругозор подростков, в том числе вводили списки «запрещенки», что возмущало участников конкурса, но на сопротивлении они выбирали эти произведения. Этакий обман с нашей стороны, но работающий. Также давали более высокие баллы тем, кто читал современную литературу, а потому в предпочтениях школьников появилось много произведений современных авторов. И теперь слушать то, что читают участники, очень интересно, ведь тексты очень разнообразные. И ещё интерес в том, что мне самой теперь приходится читать что-то новое, потому что не читала, то что они исполняют на конкурсе. И это здорово. Те, кто сидят в зале тоже узнают о новых авторах, новых произведениях. Каждый год круг чтения меняется.
Как готовятся
— Как участники готовятся к конкурсу?
— По- разному. У нас есть приложение по индивидуальному подбору книг, его мы разработали несколько лет назад. Это психологический тест, где отвечаешь на вопросы не про себя, а про литературного героя, а в итоге выдается три варианта книг: про героя, о котором ты хочешь почитать и про ситуации, которые тебе сейчас интересны и близки. Это может быть все, что угодно: развод родителей, одиночество, влюбленность, ссора с другом — то, что откликается. Приложение — не единственный способ выбрать книгу, есть список рекомендованной литературы. Мы проводим много лекций, где даем книжные обзоры, также советы дают педагоги.
— На что советуете обратить внимание при подготовке к конкурсу?
— Важно не только читать вслух отрывки из произведений, важно их осмыслять, анализировать текст, отвечать себе на вопрос, почему ты выбрал именно этот текст, какой смысл, с каким посылом идешь на публику. Очень часто сам подросток, который выбрал отрывок, не осмыслил, не понимает зачем. Потому что взрослые дали, и если задать вопрос, какой ты вложил смысл, какое твое собственный посыл, это ввергает в ступор, потому что никакого посыла нет, просто прочитал. А нужно чтобы молодой человек понимал, что стоит выбрать некий яркий отрывок с каким-то трагическим или комическим моментом и через него сказать что-то зрительному залу. Красиво прочитать Мало, надо добавить смысл.
Кто победители
— Отрывки читают наизусть или можно с листа?
— На школьном этапе можно с листа, но, в основном, все читают наизусть.
— По каким критериям выбирают победителей?
— Много разных критериев, один из них — выбор текста, потому что текст должен быть органичен для чтеца, мы должны понимать, какое послание в этом тексте заложено, и это должен быть законченный, целостный отрывок. Плюс грамотная русская речь, мы также смотрим, импонирует ли чтец зрителям, удается ли ему донести до публики смысл в полном объеме. Есть и другие критерии.
— Что нужно сделать, если ребенок захочет принять участие в конкурсе чтецов?
— Каждый год в октябре мы объявляем набор на следующий конкурс. Подавайте заявку, присоединяйтесь. Становитесь участниками самого масштабного конкурса чтецов в мире.
Смирнова Марина Валерьевна, участник проекта «PR Акселератор «Формула успеха»
Страница лидера НКО по ссылке