В 2025-м кибермошенники могут похитить у россиян свыше 340 млрд рублей, что на 140 млрд больше, чем в прошлом году. Такие цифры были названы во время одной из ключевых сессий Петербургского международного экономического форума. Причина и в недостаточной нормативной базе, низкой цифровой грамотности населения, и в сверхбыстром развитии технологий, за которыми обыватель не всегда успевает.
Так реально или нет в условиях современного мира противостоять кибермошенникам? Поставить «цифровой щит» и вернуть украденные деньги? Эти и другие актуальные вопросы в рамках экспертного клуба специалисты обсудили в пресс-центре «АиФ-Петербург».
Не попасть в ловушку
Сегодня государство принимает немало мер, чтобы защитить граждан от злоумышленников. Регулярно поднимаются вопросы правового регулирования киберпространства, а банки поощряют за добровольный возврат денег обманутым вкладчикам. Но насколько эффективны эти способы?
«Помощь гражданам идёт сразу в нескольких направлениях, — рассказал ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, член комиссии Общественной палаты города по образованию, науке, цифровизации и технологическому развитию Руслан Киричек. — Так, уже создан отечественный мессенджер Max. Это полностью российская разработка, со всеми исходными кодами и схемами шифрования. В отличие от WhatsApp (Владелица мессенджера, американская компания Meta, признана в России экстремистской организацией) и Telegram, принципы его функционирования нам известны. Следовательно, персональные данные клиентов останутся за семью печатями, а информационный обмен будет защищён отечественными криптоалгоритмами. Ведь именно через мессенджеры к нам приходят различные извещения, в том числе из банков. Это „слабое звено“, которым и пользуются мошенники. А запуск национальной системы с понятной схемой, где подтверждается, например, снятие средств, значительно повысит доверие пользователей».

Второе — финансовые ограничения. По мнению Руслана Киричека, здесь очень важным является период охлаждения, когда потребителям даётся определённый промежуток на блокировку при получении кредита. То есть гражданин запросил кредит, его одобрили, но выдают не сразу, а через несколько суток. Это сделано, чтобы можно было связаться с тем, кто берёт заём, подтвердить данные и исключить элемент срочности, так как отличительная черта мошенников — сделать всё «здесь и сейчас». Именно на этом строятся различные психологические ловушки, которые заставляют людей быстро взять деньги в банке, отдать злоумышленникам, а потом горько сожалеть.
Сами виноваты?
Тем не менее, несмотря на потери крупных сумм, нередко приходится слышать, что жертвы сами виноваты в своих несчастьях. Передают коды из СМС и push-уведомления, открывают в письмах подозрительные приложения, подключаются к незащищённым вай-фай точкам. Какие же наиболее частые ошибки допускают обычные люди?
«Человеческий фактор является одним из ключевых, но нельзя говорить, что это вина только пользователя, и полностью перекладывать на него ответственность, — считает научный сотрудник факультета безопасности информационных технологий Университета ИТМО Николай Еритенко. — Действительно, если человек соблюдает правила цифровой гигиены, проверяет адресные строки на предмет подмены (фишинга) — он значительно повышает свои шансы, позволяющие не стать жертвой киберобмана. Нюанс в том, что нельзя на 100% всегда быть внимательным. Мошенники часто действуют во время стрессовой ситуации, мол, быстрее сообщите нам данные, иначе ваши деньги могут изъять. Кроме того, целью обманщиков являются и уязвимые группы населения — пенсионеры, дети, молодёжь, которые плохо понимают, как работают цифровые технологии. Поэтому не всё зависит от пользователя».

Как считает Николай Еритенко, за последствия кибермошенничества отвечает также и бизнес. «Каждая утечка, техническая проблема в маркетплейсе, мессенджере, приложении это не просто технологический сбой, а репутационный и правовой риски, которые компании должны снижать. За этим следит государство: оно регулирует информационные процессы и создаёт правовое поле, позволяющее защитить население».
Однако несмотря на принятые законы, периодически возникают ситуации, когда человек не может обратиться в полицию. И идёт... к детективам.
«Мы работаем уже 10 лет, а филиалы компании открыты в шести крупных городах России, — рассказал руководитель детективного агентства „ОкО“ Руслан Казаков. — Сегодня к нам приходят сотни клиентов, которые стали жертвами кибермошенничества, причём помимо выкачивания денег в ход идут шантаж, компромат. Статистика подтверждает тревожную обстановку. Если в 2021 году мошенниками в России было сделано до 200 тысяч звонков и людей обманули на 14 млрд рублей, то в прошлом году россияне потеряли уже свыше 250 млрд».

Особенно яростные кибератаки идут с территории Украины.
«По данным спецслужб, — как отметил Руслан Казаков, — там открыты до 400 колл-центров, которые целенаправленно работают против граждан России. И поток лишь усиливается. Надо признать, что аферисты есть и внутри нашей страны, но основной наплыв идёт именно с Украины».
Откуда достоверные сведения?
Как можно уберечься?
«К сожалению, подстраховаться удаётся не всем, — признал детектив. — Первое, что приводит в замешательство, — мошенники сообщают достоверные сведения. Человеку звонят и говорят, сколько у него средств на счёте, где он был вчера, кем работает, где живёт, какая у него машина и т. д. Также меняются номера, и звонок идёт как будто из официальной инстанции. Далее якобы от имени „спецслужб“ следует заявление, что „ваши деньги собираются украсть“ и нужно срочно перевести их на безопасный счёт. Ну как не поверить при такой осведомлённости? Подобных приёмов множество, и они могут варьироваться в зависимости от конкретного случая».
«Также аферисты звонят преимущественно в часы пик, когда человек только приехал на работу или в дороге, с 8 до 10 утра, — обратил внимание руководитель агентства. — Посмотрите, в выходной или вечером, когда мо 1f40 жно подумать, сосредоточиться, сомнительных звонков почти нет. Кстати, если снова обратиться к статистике, сейчас в день раздаётся около 200 тысяч звонков мошенников. И хотя для защиты делается немало, тысячи по-прежнему попадают в западню, в том числе звёзды и политики. Пример — народная артистка Лариса Долина, которую при помощи хитроумной схемы обманули на 200 млн рублей».
Реклама. ООО «ОкО». ИНН 2465138573
Но почему жертвой может стать каждый? Даже тот, кто уверен в себе и знает, как ему кажется, все уловки преступников?
«Потому что мошенники обращаются не к нашей рациональной части, которая может проконтролировать поведение, а затрагивают эмоциональную сферу, работают с переживаниями, — объясняет медицинский психолог, гештальт-терапевт Полина Родина. — Академик, знаменитый физиолог Ухтомский, создавший учение о доминанте, говорил, что есть только один очаг, который господствует в нервной системе человека и управляет его поведением и реакциями. Поэтому если точно и быстро попасть в „узел эмоций“, то эти чувства „заглушат“ все остальные. Если женщине, например, звонят из детского сада и говорят, что безопасность её ребёнка под угрозой, она перестанет думать о важном совещании, замечаниях руководства, договорённостях с партнёрами — только о ребёнке. И будет уязвима, потому что срабатывает базовая потребность — сохранение жизни её сына или дочки».
Также имеют значение пиковые часы, страх, стрессы, о которых шла речь. «В это время наше сознание сфокусировано на других процессах, что значительно снижает психологическую защиту, — отметила Полина Родина. — Во время одного из экспериментов его участникам больше 24 часов не давали спать. Тем самым главной потребностью становился сон, а всё другое уходило на второй план. Сознание было более управляемым, проницаемым, и психологическая защита отключалась».
Рассказала Родина и что делать, если человек уже потерял крупную сумму или квартиру. Как жертве восстановить своё душевное равновесие?
«Здесь многое зависит от реакции окружающих, потому что для пострадавшего это очень болезненный вопрос, — не стала скрывать проблему психолог. — Получается, что умудрённый опытом и самостоятельный человек вёл себя, как маленький ребёнок, который остался один дома. Как признаться, что взрослого, адекватного мужчину или женщину провели мошенники, и они потеряли имущество, оставили без сбережений всю семью? Это стыдно и горько одновременно, а любая утрата, в том числе финансовая, всегда воспринимается крайне остро и негативно».
«Утешения, мол, не переживай, главное, остался живой, работают слабо и ситуации не спасают, — резюмировала эксперт. — Поэтому надо дать близкому человеку, ставшему жертвой воров, время, чтобы он пришёл в себя. Не травмировать укорами, постоянными разговорами и советами. Одновременно следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы, а также известить о мошенничестве банк, где выпущена карта. Событие крайне неприятное, но всё уже произошло, и надо жить дальше».
Застрахуют потерявших деньги
Чтобы обманутых негодяями людей было как можно меньше, государство пытается поставить надёжный цифровой заслон, при этом способы поддержки постоянно совершенствуются.
«В России в ближайшем будущем может появиться механизм страхования для тех, кто потерял свои деньги из-за мошеннических действий, — обозначил перспективы ректор университета телекоммуникаций Руслан Киричек. — Схема уже работает за рубежом, но её внедрение требует подготовки. В нашей стране тоже есть система страхования вкладов (ССВ), которая гарантирует возврат до 1,4 млн рублей при банкротстве банка. Однако если банк остаётся на плаву, на случаи мошенничества она не распространяется. В&n 1f40 bsp;этом плане хороший пример показывает Узбекистан. В 2025 году там увеличили страховое покрытие до 200 млн сумов (~1,5 млн руб.) и сократили сроки выплат до 20 рабочих дней, что повысило доверие к государству. Нечто подобное может появиться и у нас».
Также рассматривается инициатива введения налоговых льгот для банков, добровольно возмещающих пострадавшим убытки от кибермошенничества.
«Но в случае её принятия и сами мошенники могут обращаться в финансовую организацию под видом жертвы, чтобы получить деньги, — предостерёг эксперт. — И банку, особенно мелкому, у которого нет высокотехнологичного оборудования для мониторинга кибератак, иногда сложно определить, кто обманщик, а кто пострадал по-настоящему».
Поможет справиться с натиском мошенников и критическое мышление. В этом уверен Николай Еритенко.
«Нужно поставить под сомнение любой звонок, — советует специалист. — Сегодня мошенники получили технологию дипфейк, основанную на искусственном интеллекте, которая позволяет заменить лицо одного человека — на изображение другого. В результате вам могут позвонить, и вы увидите портрет знакомого или родственника, но эту информацию надо проверять. (Делать фактчекинг.) Скажем, по телефону заявляют, что средства с вашего счёта могут быть списаны. Звоните по официальному номеру в банк, спрашиваете, что происходит, и только тогда предпринимаете правильные шаги».
Свои рекомендации дал и Руслан Казаков. Его совет — не хранить пароли в записных книжках, не указывать свои данные в соцсетях, в целом открыто не сообщать личную информацию.
«Такая осторожность не помешает, я лично меняю пароли каждые полгода, — раскрыл секреты руководитель агентства. — Но в чём проблема? Как бы мы не пытались соблюдать меры безопасности, наша жизнь проходит в цифровом мире. Сегодня с помощью телефона мы заказываем даже еду и можем, не выходя из дома, получить десятки услуг. Поэтому от звонков полностью не застраховаться, тем более, если речь о пенсионерах, подростках, детях».
"Моё мнение — надо действовать на опережение и создавать отдельную государственную службу, которая будет заниматься защитой от кибермошенников, — считает Казаков. — Кроме того, должны подключиться банки и предупреждать клиентов, открывающих счёт, о возможной угрозе потери накоплений. Необходимо задействовать и социальную рекламу, призывающую граждан быть бдительными. Всё это поможет людям сберечь средства, нервы и не стать жертвами враждебных действий«.
Безопасность — главный приоритет
Директор по антифроду «Билайн» Петр Алфёров:
«Современные меры защиты от мошенничества, предпринимаемые государством, безусловно, важны, однако зачастую проблема заключается именно в поведении пользователей.
Кибермошенники используют психологические приёмы, создавая ситуации стресса или срочности, заставляя жертву действовать импульсивно. Поэтому так важно регулярно повышать осведомлённость клиентов, рассказывать о рисках и мерах предосторожности.
Именно поведение самих пользователей часто становится слабым звеном системы безопасности. При этом наиболее распространённые ошибки возникают при игнорировании предупреждений антивирусных программ, использовании простых паролей, отсутствии регулярного обновления программного обеспечения и предоставлении личной информации незнакомцам. Часто клиенты становятся жертвами фишинга. Это происходит, когда они переходят по подозрительным ссылкам или вводят конфиденциальные данные на поддельных сайтах.
Для «Билайна» безопасность клиента является приоритетом, поэтому мы не только создаём продукты для защиты, cfc но и проводим активную просветительскую деятельность. Наша цель — повысить осведомлённость граждан о мерах предосторожности в цифровом пространстве. Для этого реализуются специальные образовательные программы. Так, благодаря совместному проекту с движением «Московское Долголетие» пожилые граждане получают важные знания, позволяющие грамотно управлять своими устройствами.
Также мы поддерживаем инициативу «Цифровой диктант», помогаем организовать онлайн-курсы, направленные на повышение уровня цифровых компетенций различных групп населения. Важно отметить и собственную разработку компании — антифрод платформу, основанную на современных технологиях анализа больших данных и машинного обучения. Эта система защищает наших клиентов от множества видов атак, будь то телефонное мошенничество, SMS-спам или попытки взлома аккаунтов. Платформа действует автоматически, круглосуточно и обеспечивает защиту каждому нашему абоненту абсолютно бесплатно, без дополнительной настройки.
Именно антифрод платформа легла в основу ряда инновационных сервисов, направленных на повышение безопасности пользователей. Среди них сервис «Этикетка», позволяющий получать предупреждения о потенциальных угрозах ещё до принятия звонка, «Виртуальный помощник», предназначенный для борьбы со спамерами и злоумышленниками. А «Защита от замены SIM-карты» предотвратит потерю контроля над номером телефона и сервисом «Облако Билайн», которые обеспечивают надёжное хранение данных«.
Реклама. ПАО «Вымпел-Коммуникации». ИНН 7713076301