Примерное время чтения: 5 минут
230

Цифровые токены фресок ускорят реставрацию эрмитажной коллекции

Санкт-Петербург, 12 сентября - АиФ-Петербург.

Эрмитаж при поддержке группы «Интеррос», возглавляемой Владимиром Потаниным, представил на Восточном экономическом форуме цифровые копии трех фресок мастерской Рафаэля в формате NFT. Цифровой облик приобрели работы «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис», «Венера, вынимающая занозу» из коллекции главного музея Петербурга.

Как указали в ходе презентации представители компании, непосредственным созданием цифровых финансовых активов занималась российская платформа «Атомайз», обладающая лицензией Центрального банка. Таким образом коллекционеры смогут не только экспонировать цифровые копии работ учеников Рафаэля, но и рассматривать их как инвестиции в будущее.

В России это первый проект в области токенизации предметов искусства и осуществляющийся в полном соответствии с современным российским законодательством о цифровых финансовых активах (ЦФА). Это гарантирует защиту прав всех его участников и приобретателей токенов.

ЦФА были созданы на основе кадров, снятых в первый этап реставрации работ и на всех других этапах. В целом же процесс масштабной реставрации творений Рафаэля и его учеников начался еще в 2015 году, следует из данных сайта Эрмитажа. Тогда специалисты отмечали, что оригинальная работа итальянских художников была скрыта под более поздними слоями. Запечатление в цифровом формате работ до реставрации делает их самостоятельным объектом искусства, а не только копией физического воплощения фрески.

«Мы в Эрмитаже — большие любители инноваций. И многие пилотные программы делали вместе с компанией. Очередной проект посвящен использованию новейших технологий для развития музейного дела и создания совершенно уникальных продуктов. Для токенов мы выбрали три фрески школы Рафаэля, которые реставрировались в Эрмитаже. В процессе выяснилось, что эти росписи подновлялись и переделывались под вкусы последующих эпох. Поздние записи скрывали замечательные фрески учеников Рафаэля: теперь все это заиграло, они снова прекрасны. Промежуточные состояния фресок, которые фиксируются только на этапах реставрации и затем исчезают, — это сама по себе замечательная история. В этом и смысл NFT — сделать уникальное, чего не было и уже не будет. Появилась система, с помощью которой токены могут выпускаться и продаваться в соответствии с российским законодательством и без больших финансовых потерь. Эту новую юридическую, технологическую и новую искусствоведческую схему мы используем для того, чтобы и дальше создавать «Эрмитаж в облаках» — нашу резервную копию. Он будет виден со всех концов мира — через технологии, для которых не существует границ», — пояснил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Для компании этот проект далеко не первый в «цифре»: компания инвестировала в Тинькофф, «Рексофт», «Атомайз» и другие высокотехнологичные проекты.

«С одной стороны, компания активно развивает цифровые технологии, блокчейн, вкладывает в это силы и средства, а с другой стороны, мы знаем, что искусство все больше и больше становится цифровым. Поэтому рассматриваем наш совместный проект с Эрмитажем не только как средство или инструмент, который позволяет привлечь инвестиции в искусство, но и как менеджмент культурного наследия», — считает генеральный директор группы Сергей Батехин.

Участники презентации познакомились с сайтом пилотного проекта. Непосредственно на сайте можно выбрать часть фрески и зарезервировать соответствующий токен. Часть токенов оказалась зарезервирована в первые часы работы сайта, чему участники презентации были удивлены вместе с ведущей мероприятия журналисткой Эвелиной Закамской. Неожиданностью активность покупателей стала и для авторов проекта.

Средства от продажи цифровых финансовых активов будут направлены на дальнейшие реставрационные работы и проекты Эрмитажа. Эксперты также указывают, что токенизация коллекций свидетельствует о прогрессивности подходов Эрмитажа, а также открывает новые рынки для коллекционеров.

«Традиционные институты только начинают осваивать новейшие технологии. И в последнее время мы наблюдаем множество успешных примеров такого рода, особенно в музейной и реставрационной среде, благодаря взаимодействию с NFT-технологиями. И, конечно же, пионером в этом направлении в нашей стране был Государственный Эрмитаж, который отчеканил целый ряд своих шедевров, сделал такие вот токены с Мадонны Литты Леонардо да Винчи, с произведений Клода Моне, Винсента Ван Гога и многих других», — отмечает кандидат искусствоведения, завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук МГХПА им. С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.

Инициаторы проекта продемонстрировали широчайшие возможности ЦФА как инструмента, претендующего на статус универсального в деле менеджмента культурного наследия и привлечения капиталов. Чем-то напоминая эндаумент фондирование, ЦФА позволяет привлекать средства для реставрационных работ, ремонта и развития музеев в целом, а также реинвестировать привлеченный капитал, на что при помощи тех самых эндаументов российские НКО имеют право.

«Проникновение ЦФА в сферу культуры и искусства было лишь вопросом времени. Не сомневаюсь, что токены на предметы искусства имеют такой же большой потенциал, как ЦФА на долговые обязательства или металлы», — рассказал генеральный директор ООО «Цифровые активы» Максим Трофимов.

Отметим, что Эрмитаж в целом выступает флагманом развития цифровых финансовых активов в культурной среде России. Первыми цифровые копии появились для «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи, «Куста сирени» Винсента Ван Гога, «Композиции VI» Василия Кандинского и других полотен художников разных эпох. В 2021 году благодаря NFT-аукционам музею удалось собрать 32 млн рублей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах