Бывалые туристы переживают — Стамбул, который долгие годы был вполне бюджетным направлением для путешествий, сильно подорожал. При этом город продолжает оставаться популярным у россиян, а также играет роль транспортного хаба, через который пролегают транзитные авиамаршруты по всему миру. Не удивительно, что только из Пулково в Стамбул ежедневно вылетает до 5 рейсов.
Можно ли весной 2025 года побывать в Стамбуле — и не остаться без штанов, разбирался корреспондент spb.aif.ru
Как добраться из аэропорта в город?
Театр начинается с вешалки, а Стамбул — с аэропорта. Большинство рейсов из Петербурга прибывают в новый аэропорт Стамбула, расположенный в европейской части города. До исторического центра, где останавливается большинство туристов, отсюда еще несколько десятков километров.

Добраться до своего отеля можно несколькими путями
- самый дешевый вариант — самостоятельно, на метро. Для этого вам потребуется сначала купить специальную карту Istanbulkart (типа петербургского «Подорожника» или московской «Тройки», но с более широким спектром применения) и положить на неё некоторую сумму денег. Стоимость карты — 130 турецких лир (около 300 рублей), и можно использовать одну карту для целой компании. Продаются они в автоматах около остановок общественного транспорта, как правило, можно выбрать русский язык. Станция метро в стамбульском аэропорту называется İstanbul Havalimanı и вам нужно ехать по ветке метро М 11 до станции Gayrettepe. Здесь вы сможете пересесть либо на ветку М 2, которая идет в историческую часть города, либо пересесть на линию BRT Metrobus (скоростной автобус), которая позволяет быстро попасть в азиатскую часть Стамбула. Примерное время пути — полтора часа, поезда метро от аэропорта ходят с интервалом в 20 минут. Стоимость проездки — чуть более 30 турецких лир (75 рублей) на человека
- более дорогой вариант — автобусы «Хаваист» (Havaist), которые дороже, но зато добраться до исторического центра можно без пересадок. Стоимость переезда зависит от маршрута, автобусы ходят по расписанию, смотреть которое стоит на официальном сайте
- самый дорогой, но и самый комфортный вариант — такси. Можно поймать его прямо в аэропорту (оранжевые машины бросаются в глаза) и заплатить по счётчику. Но можно заказать и из России. Плюс в том, что в этом случае можно будет оплатить российской картой и заранее — а не искать обменник в аэропорту. Курс здесь, как правило, не самый выгодный. Цена поездки от 38 евро (если заказать заранее) до 60-70 евро (по счётчику).
С какой валютой ехать?
Поскольку, как уже сказано, российские карты не работают, то везти с собой придется наличные. Сейчас ряд отечественных банков пытаются запустить программу оплаты через QR-коды, но чтобы эта технология сработала понадобится мобильный интернет, и даже его наличие ничего не гарантирует. Автор этих строк рассчитаться через QR-код, к примеру, так и не сумел — мобильное приложение российского банка Турцию распознавало, но переводить деньги категорически отказывалось.
Поэтому берем — евро, доллары (лучше новые, «синие», потому как доллары старого образца норовят принять по более низкому курсу) или рубли.

Отечественную валюту вполне готовы принимать, и, по мнению многих туристов, курс рубля в уличных обменниках вполне соответствует официальному — во всяком случае, комиссии на операциях обмена — рубль-евро-турецкая лира вполне могут «съесть» потери от прямого обмена рублей на лиры.
При этом курс постоянно колеблется, и утром турецкие обменники могут принимать валюту по другой цене нежели вечером.
Где и почём питаться?
Одна из самых затратных статей бюджета во время поездок — питание. Тем более, что цены в Стамбуле реально подскочили. Если «повестись» на предложения уличных зазывал в центре города, то пообедать реально и за 10 тысяч рублей, и за 20 тысяч на двоих.
При этом есть и более экономные варианты. Поскольку инфляция бьет по кошельку и туристов, и самих турок одинаково, то власти сформировали целую сеть «социальных ресторанов». Цены в них фиксированные и невысокие, скатерти белые, официанты улыбчивые.

Ориентироваться надо на надписи Sosyal Tesisleri у входа в заведение. Самый центральный «социальный ресторан» находится рядом с Айя-Софией, если двигаться вдоль стен дворцового комплекса Топ-Капи к Мраморному морю. В этих заведениях нет алкоголя, а пообедать можно за сумму в 500-1200 турецких лир (1200-3000 руб.) на двоих. Кухня — национальная, что также добавляет свою изюминку.
Единственное, к чему надо быть готовым — в часы пик (обеденный перерыв и выходные) в рестораны может быть очередь. Так что, какое-то время придется подождать. Но не слишком долго: внутри помещений регулярно звучат объявления, в которых приятный женский голос на турецком языке просит дорогих гостей не засиживаться. Также на входе стоит уточнить способы оплаты: в некоторых заведениях принимают только карты, включая Istanbulkart.
Также стоит обращать внимание на кофейни, в названии которых есть İBB — они тоже получают гранты от мэрии Стамбула, и держат цены на приемлемом уровне.

Сами жители города активно пользуются разнообразными столовыми — так называемыми lokanta. Цены здесь также невысокие (хотя иногда повыше, чем в «социальных» ресторанах, зато порции огромные). К примеру, Balkan Lokanta есть и в исторической части, и около Галатской башни. Поесть на двоих можно от 450 турецких лир (1000 рублей). Обстановка — самая демократическая, но на качестве и вкусе блюд это не отражается.
И, конечно, и туристы, и жители Стамбула активно потребляют уличную еду — горячая кукуруза (50 турецких лир), горсть печёных каштанов (от 80 турецких лир), традиционный бублик, симет (20 турецких лир), шаурма (от 150 турецких лир), турецкий кофе (от 120 турецких лир).
Как сэкономить на экскурсиях?
Увы, почти никак. Турецкие музеи сейчас едва ли не самые дорогие в мире. Вход в Айя-София от 33 евро, также и в Базилику Цистерна (оплачивать надо в турецких лирах). Единственное — можно заранее скачать приложение, и через него запустить аудиогид, что позволит сэкономить хотя бы на экскурсиях.
Наиболее доступен по стоимости для посещения сейчас Археологический музей Стамбула — за 15 евро с человека можно увидеть шикарную коллекцию античных статуй, свезенных сюда со всей Малой Азии, часть троянских находок Шлимана и памятники Константинополя.
Приходить в музеи лучше во второй половине дня, когда слегка схлынет поток туристов и организованных групп — иначе отстоять в очереди придется и час, и полтора.
Где покупать сувениры?
Понятно, что на самых раскрученных базарах — Египетском и Гранд-базаре в исторической части города как самый большой ассортимент, так и самые большие цены.

Если есть время — лучше скататься из центра на пароме или метро в азиатскую часть города, районы Уксудар или Кудакёй. Стоимость переезда чуть более 30 турецких лир на человека (заодно и можно посмотреть на Босфор с палубы корабля), а стоимость некоторых товаров, ориентированных на туриста (сладости, сухофрукты и так далее) может различаться в 4 раза.
Кстати, на таком же пароме, за 80-90 турецких лир можно доплыть и до Принцевых островов в Мраморном море. Дорога займет примерно полтора часа, зато удовольствие от морской прогулки и посещения курортных островов, на которых запрещен автомобильный транспорт — гарантировано.

Насколько безопасно ехать в Стамбул?
Если минусовать традиционные туристические угрозы (карманники и обманщики-торговцы), то главной опасностью для туриста представляется угроза землетрясения.
В конце апреля город ощутил толчки, докатившиеся со дна Мраморного моря. Эпицентр тряски находился примерно в 50 километрах от берега, и потому землетрясение ощутили только жители некоторых «спальных» районов города. К примеру, автор этих строк, находившийся в момент толчка в самом центре города, о землетрясении узнал только из озабоченных СМС друзей и родственников из России.
Однако в некоторых местах города действительно возникло нечто вроде паники - на фоне страшной трагедии, случившейся в Турции в 2023 году и унесшей жизни не менее 40 тысяч человек. Кроме того, учёные предупреждают, что новое землетрясение в Стамбуле - вполне вероятно, однако когда оно случится, не знает никто. Возможно завтра, возможно - лет через 200.
Поэтому власти, не сильно торопясь, вводят новые стандарты сейсмоустойчивости для строящихся зданий, и постепенно перестраивают город. А оппозиция, понятное дело, ругает руководство за эту неторопливость и рисует ужасные апокалиптические картины самого ближайшего будущего. (Как правило, сразу после победы оппозиции, грядущими бедствиями начинает пугать теперь уже вчерашняя партия власти, потерявшая управление).
Основная же масса турок относится к этой перспективе с восточным фатализмом и надеждой на «авось». Как стоит относиться туристам - каждый решает сам.