Примерное время чтения: 7 минут
99

Драйвер экономики. Деловой туризм в Петербурге растёт «быстрее отрасли».

Игорь Харитонов / АиФ

Губернатор Петербурга Александр Беглов прогнозирует, что по итогам 2024 года Северная столица может поставить рекорд по количеству принятых туристов, обогнав даже допандемийный 2019 год. Немалая часть гостей города прибывает в Петербург с деловыми целями.

О том, как развивается деловой туризм, и как на него может повлиять принятие нового бюджета Петербурга рассказал генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков.

По мнению Сергея Воронкова, индустрия гостеприимства - одна из ключевых компетенций Петербурга Фото: Из личного архива

- В проекте бюджета Петербурга на 2025-2027 есть целый ряд разделов, которые вроде бы прямо сферы туризма не касаются, но тем не менее окажут серьезное влияние на отрасль. Это и строительство ВСМ, и вторая очередь «Пулково». По крайней мере в теории. А на практике - что вы, как руководитель Экспофорума, ждете от реализации этих начинаний? 

- Очень важно, что и губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, и правительство города уделяют большое внимание развитию туристической отрасли. Индустрия гостеприимства – одна из ключевых компетенций Петербурга и драйвер экономики. 

Реализация стратегических инфраструктурных проектов – Высокоскоростная магистраль между Петербургом и Москвой, вторая очередь аэропорта «Пулково» – даст новые возможности и стимулы для развития туризма. 

Сейчас из многих регионов в Петербург можно добраться только транзитом через столицу. Вторая очередь «Пулково» станет катализатором для запуска прямых рейсов. Аэропорт будет транспортным хабом наравне с «Шереметьево». Но для этого нужны ещё удобные подъезды с федеральных трасс, станция метро, сервисная инфраструктура. Всё это тоже заложено в бюджет. 

Другой вопрос, что развитие индустрии гостеприимства должно быть комплексным и начинаться с маркетинга, выявления целевой аудитории и перспективных ниш, создания центров притяжения. 

Инфраструктура сама по себе никого в город не приведёт. Она не генерирует трафик. Турист едет в Петербург за достопримечательностями – «Эрмитаж», Мариинский театр, Петропавловская крепость, дворцово-парковый ансамбль Петергофа и так далее. 

Деловой туризм, например, с октября по май он может сгенерировать в перспективе те же 8 миллионов бизнес-туристов, а для этого деловому туризму тоже нужны свои достопримечательности. Условным «Эрмитажем» здесь выступают конгрессно-выставочные мероприятия. На них приезжают 80% из 1,3 млн деловых туристов в Петербурге. Свыше половины потока генерирует Экспофорум. Чем больше будет событий, тем больше гостей. 

Петербург – один из ключевых центров компетенций во многих сферах от нефтегазовой отрасли и машиностроения, до пищевой промышленности и фармации. Каждое направление должно быть представлено крупным федеральным мероприятием на 20 – 30 тысяч посетителей. Это возможно, если развивать конгрессно-выставочную инфраструктуру, оказывать поддержку специализированным площадкам и мероприятиям. 

- В чём ещё преимущества делового туризма? 

 - Деловой туризм растёт быстрее отрасли – 24% против 16%. Это единственное направление, которое в прошлом году превзошло показатели допандемийного периода. Доля деловых туристов в общей структуре потока – 20%, но они обеспечивают 40% дохода всей сферы. Средний чек делового туриста в 4 раза больше, чем у массового. 

Деловой туризм загружает всю инфраструктуру гостеприимства в низкий сезон, повышает инвестиционную активность, создаёт новые компетенции. 

Также в нынешних условиях это – единственный инструмент привлечения иностранных туристов. Обеспеченный массовый турист из западных стран на неопределённое время сошёл с нашей орбиты. Сейчас целевая аудитория находится в странах Азии, Африки, Латинской Америки.  

Платёжеспособная группа там около 1% от населения – деловая, научная, политическая, культурная элита. Но это 70 миллионов потенциальных клиентов. И к нам они готовы приехать, если будет крупное мероприятие по их сфере деятельности. Событие, где они смогут заключить выгодные контракты, найти новых партнёров, выйти на новые рынки, обменяться знаниями и опытом. 

Наконец деловой турист склонен к повторным поездкам. А новый тренд в индустрии, bleisure, совмещение деловых обязательств с мини-отпуском, позволяет бизнес-путешественникам вдохновиться историко-культурным великолепием Петербурга и в следующий раз выбрать наш город как место для отдыха с семьёй. 

- Планируемое введение туристического налога не отпугнет туристов? 

 - Эксперимент с курортным сбором удался. В бюджет Санкт-Петербурга эта мера принесла уже свыше 500 миллионов рублей. Его трансформация в туристический налог абсолютно логична. Это позволит стандартизировать практику и внедрить её на общегосударственном уровне. 

Потребитель ничего не потеряет, цены на номера в отелях не взлетят. 1 – 3% от стоимости номера – совершенно не значительная сумма для гостя, но в общих масштабах – весомый источник средств на развитие индустрии гостеприимства. 

Плюс ко всему, туристический налог станет частью общегосударственного перехода к прогрессивной шкале налогообложения по примеру реформы НДФЛ. Сейчас и постоялец президентского люкса, и гость хостела платит одинаковую сумму, 100 рублей в сутки с человека. Новый налог будет взыматься только с номера и зависеть от его стоимости. Что особо важно, от него освобождаются чувствительные категории граждан. 

Вопрос здесь в том, куда пойдут собранные средства. Сейчас они могут быть направлены исключительно на проектирование, строительство, реконструкцию, содержание туристической инфраструктуры.  

Но если просто строить и ремонтировать рестораны и гостиницы, турпоток не вырастет. Повторюсь, нужно поддерживать мероприятия и специализированные площадки, развивать деловой туризм. 

Фото: Официальный сайт саммита Россия - Африка

- Есть ли у Экспофорума собственные планы развития? Как они гармонизированы с планами развития города?  

- Экспофорум стал драйвером развития юга Санкт-Петербурга. Комплекс открыли 10 лет назад в 2014 году. Сейчас это – ведущий конгрессно-выставочный центр России со 150 мероприятиями и 1,5 миллионами посетителей в год. 

Раньше на месте и вокруг Экспофорума были совхозные поля, тёмная двухполосная дорога через железнодорожный переезд. Сейчас Пулковские высоты – один из центров развития города. Здесь массово строится новое жильё, создаётся транспортная инфраструктура, запланирован большой научно-образовательный кластер с кампусом СПбГУ и технологической долиной ИТМО. 

Что касается самого Экспофорума, в наших планах – строительство второй очереди. Крупным мероприятиям – Петербургскому международному экономическому форуму, Петербургскому международному газовому форуму, Международной судостроительной выставке «Нева», Международному форуму-выставке «Российский промышленник» и чемпионату «Профессионалы» – уже не хватает площадей. В следующем году к нам придут крупные московские выставки. Им тоже нужно больше пространства. Мы подошли к пику загрузки, и вторая очередь, которая предполагалась изначальным проектом, необходима. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах