Примерное время чтения: 7 минут
1388

Диалог с детьми. Школа, семья и общество должны действовать вместе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 04/09/2019 Сюжет Город детства
Многое зависит от учителя - насколько грамотно, профессионально он даёт предмет.
Многое зависит от учителя - насколько грамотно, профессионально он даёт предмет. Фотобанк pixabay.com

Об этом «АиФ» рассказал директор лицея № 369, председатель Санкт-Петербургского регионального совета Всероссийского педагогического собрания Константин Тхостов.

 Урок на расстоянии

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Константин Эдуардович, начало учёбы часто называют школьным Новым годом. Все ждут чего-то необычного, подарков. Например, вы осуществили мечту лицеистов - работать на цифровых платформах. Что это за проект?

Константин Тхостов: В трёх классах у нас установлены программы, позволяющие дистанционно присутствовать на уроке. Как обычно происходит? Ребёнок болеет или уезжает с родителями-отпускниками, иногда недели на три выпадая из процесса. Затем наверстать пропущенное сложно. Теперь такой проблемы нет. Дети на расстоянии могут присутствовать на уроке и даже получать оценки. Пока это эксперимент, но он прошёл успешно и будет расширяться. Благодарны правительству города, которое выделило нам грант на покупку такого комплекса. Это важно и потому, что и дети, и родители видят: школа становится передовой, технологичной - независимо от района, где находится.

- Однако с этого года ограничивают использование мобильных телефонов, а значит, Интернета. Как вы к этому относитесь? 

- На уроках они однозначно не нужны. Но запрещать в целом нельзя. Мне кажется, вопрос глубже: семья и школа который год не могут договориться о допустимости гаджетов в ходе учёбы. Итог - социальные сети пестрят роликами из школьной жизни, с авторами которых разбираются правоохранительные органы. Поэтому нужен разумный баланс.

Нам надо понять: запрещать - значит обрекать себя на вчерашний день. Знаю, что многие ностальгируют по прежним временам, когда не было никаких смартфонов и планшетов. Школьники пользовались тетрадями в клеточку и выводили буквы на доске мелом. Да, та школа была великой, и нужно взять из неё всё лучшее. Но сегодня дети привыкли к цифровым, интерактивным доскам. Которые позволяют не только на них писать, но и сохранять результат в памяти, а затем к нему возвращаться и анализировать.

Учитель - не слуга

- Но почему-то при всей продвинутой технике у многих подростков сегодня бедная, невыразительная речь, они меньше помнят, с трудом составляют связанный текст.

- Здесь многое зависит от учителя. Насколько грамотно, профессионально он даёт предмет. При этом надо учесть, что дисциплины часто связаны между собой. Географию, например, можно проходить по слайдам, весёлым картинкам. Очень здорово. Но если уже в пятом классе увлечь маленького человека яркими книгами о приключениях, путешествиях, это поможет ему и познать мир, и пристраститься к чтению. А если ещё и семья станет союзником и поддержит этот интерес - клиповое мышление нам точно не грозит.

- Не переоцениваете ли вы нынешних школьников? 

- Я двадцать три года работаю в образовании, восемнадцать возглавляю лицей и могу сравнить поколения. Сегодня мы имеем «племя молодое, незнакомое», которое технически намного грамотнее своих отцов. Рискую столкнуться с оппонентами, но выскажу непопулярное мнение. Иногда взрослые люди, занимающие ответственные посты, просто не желают учиться, осваивать новое. Тем самым тормозят и детей. А с ними, повторю, надо вести диалог. Не козырять набором сухих правил, а уметь договариваться. Причём вместе с сыновьями, дочками следует учиться и родителям! Я бы посоветовал взрослым также почаще заглядывать в закон «Об образовании». Этот документ нередко игнорируют - зря. Начиная с детского сада и заканчивая университетом, а это 23 года жизни, в идеале он должен стать настольной книгой.

- Но папы и мамы сегодня часто воспринимают школу как сферу обслуживания и учителя видят едва ли не слугой. Как переломить ситуацию?

- Скажу больше: нередко родители относятся к школе, как к камере хранения. Утром сдал, вечером забрал ребёнка, сам пошёл на работу. У нас конфликт поколений уже приобрёл затяжной характер, он проходит через семьи и государство в целом. Почему-то до сих пор многие не в курсе, что семья и школа - две половинки одного целого. Там, где это осознают, нет проблем ни с взаимопониманием, ни с учёбой.

- Камнем преткновения является и воспитание. Годами идёт перетягивание каната, кто кому должен объяснить, что хорошо и что плохо…

- Мой ответ - ответственность за это несёт всё общество. Ребёнок выходит на улицу и видит, что происходит вокруг. В том числе несправедливость, социальное расслоение, коррупцию. Смотрит и делает выводы. Так формируется мировоззрение. Много значат и примеры, которые мы показываем своим детям в быту.

К сожалению, среди них немало неприглядных. Всё это мальчики и девочки вбирают и ответят нам «той же монетой».

Дефицита кадров нет

- С этого года в учебную программу добавлены новые предметы. Это оправданно? 

- Что касается шахмат, в нашем лицее кружок существует давно. Доски находятся в рекреационных зонах, и дети с удовольствием играют не по принуждению, а по собственному желанию. Активно взаимодействуем мы и с национальной федерацией этого вида спорта. Но Петербург - не вся Россия. В ряде регионов не было возможности ввести такие дисциплины, увлечь ребят. Сейчас она появилась, ведь федеральные стандарты одинаковы для всех. Это позиция и президента страны. Владимир Путин уже неоднократно требовал от подчинённых создать в стране единое образовательное пространство. Оно у нас было, затем в 90-е всё сломали, потом это в свою очередь признали ошибкой, сейчас восстанавливаем.

Есть и существенный плюс. Сегодня законы, инициативы не принимаются без общественного обсуждения. Поэтому и не приживаются многие популистские предложения. Реализуются только те, на которые есть запросы школы, семьи и общества.

- О том, что школа в Петербурге меняется к лучшему, говорит и факт, что дефицита кадров нет, практически все вакансии заполнены.

- В нашем лицее введён даже лист ожидания. В этом году к нам пришло немало выпускников университетов, в том числе мужчин. Влились в коллектив два молодых дипломированных математика, историк. Время, когда сильную половину представляли трудовик и физкультурник, давно в прошлом. Уровень учителя технологии, например, такой, что он даст фору многим коллегам физикам. Убеждён: работа в школе - дело молодых, красивых, энергичных людей. Дети на них смотрят и формируют своё понимание мира.

Языком цифр

В новом учебном году в Санкт-Петербурге:

  • Открылись 739 школ. Из них 131 - с углублённым изучением отдельных предметов, 74 гимназии, 44 лицея. 
  • За парты сели 510 тысяч учеников, в том числе 60 тысяч первоклашек.
  • В детский сад отправились 280 тысяч ребят. 
  • Введут в строй 11 новых школ (около 5,5 тысячи мест).
  • Будет открыто 44 детских сада (9 тысяч мест для дошкольников). Из них 27 учреждений приняли малышей уже 1 сентября, а 17 садов будут готовы к декабрю этого года.
  • На сегодняшний день в школах не хватает 26 тысяч и 37 тысяч мест - в детсадах.
  • В некоторых районах наполняемость школ достигает 300 %.
  • На электронный документооборот уже перешли 299 школ. На очереди ещё 106, а в 2020 году такую систему введут во всех образовательных учреждениях.  
  • За ближайшие пять лет планируют построить 84 школы и 169 садиков.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах