«Школа и ученик, школа и учитель должны подходить, как ключ к замку», – считает директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич.
Однако где взять такие кадры? Об этом накануне учебного года заслуженный учитель РФ рассказал в интервью spb.aif.ru.
Построено 37 школ!
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Максим Яковлевич, новый учебный год система образования города встречает на подъёме. Построено 37 школ и 57 детских садов! Столько новоселий не праздновали никогда. А как ваш лицей отметит 1 сентября?
Максим Пратусевич: Что касается вложений, в Петербурге всегда понимали ценность образования и не жалели средств на его развитие. Сейчас внимание города к этой сфере особенно велико. Так, нашему лицею в прошлом году передано ещё одно здание на Фурштатской, 5. Раньше это был банк, поэтому на данный момент разрабатывается проект его реконструкции с учётом требований уже учебного процесса. Также в особняке Полежаева будет создан центр робототехники, нанотехнологий и микроэлектроники. Чтобы идея стала реальностью, из бюджета выделено 600 млн рублей. Уже идёт ремонт и частичная реставрация, приводится в порядок актовый зал, обновляются кабинеты и лаборатории. И так – в большинстве школ.
– Недавно вы принимали участие в совещании, которое проходило под руководством президента страны. Выступали перед собравшимися. О чём шла речь?
– Владимир Путин обратил внимание на преподавание математики, физики, химии и биологии. Он заявил, что необходимо повышать качество обучения по этим предметам. Президент правильно сказал, что должны быть не только лидирующие математические школы, но и хорошее массовое образование. В своей речи я тоже затронул эту тему. Больше 20 лет я преподаю математику и считаю, что уже в 5–7 классах её должны изучать на высоком уровне.
Почему вдруг такое внимание к этой дисциплине? Одна из причин – большой дефицит инженеров, представителей технических профессий. Сегодня перед страной стоит задача научного прорыва и технологического суверенитета. Принята обновлённая стратегия научно-технического развития России, утверждён перечень критических технологий. Всё это невозможно реализовать без квалифицированных кадров, в основном инженерных, а значит людей, которые будут хорошо знать математику. Начинать заниматься ею в 10–11 классах поздно. Хорошее базовое математическое образование нужно получать уже в 5–7 классах, плюс занятия после уроков. Только тогда получим результат, необходимый государству, обществу, о чём я сказал президенту и всей аудитории.
Как найти талант?
– Петербург в этом плане на передовых рубежах. Работают сильные физматшколы, открыта Академия цифровых технологий, кванториумы и другие серьёзные центры. Но насколько они доступны обычным подросткам?
– Могу ответственно сказать: система дополнительного образования в Петербурге сильна как нигде. Растёт не только число кружков технического и естественно-научного профиля, но и занимающихся в них детей. Если десять лет назад их было всего 8 процентов, сейчас 20. Обучаем и подрастающие таланты из других городов, сёл. Такой интернат работает и в нашем лицее. Там занимаются 80 учеников из 35 регионов.
Причём мы не стремимся перетащить из глубинки «звёзд», в том числе победителей престижных соревнований. Подход другой. Берём способных детей, которые живут в местах или условиях, где им трудно развиваться, и стараемся развить их талант. В этом году, например, серебряную медаль международной олимпиады по математике выиграл воспитанник интерната Миша Югов из Перми. Аналогичных примеров немало.
– Кстати о международных олимпиадах. Сегодня к российским спортсменам, которые пытаются выступать на мировом уровне, незаслуженно применяются жёсткие ограничения, что ещё раз подтвердили недавно прошедшие Олимпийские игры. Ваши ученики не испытывают давления?
– Конечно, испытывают. Уже три года российские дети в олимпиадах по математике и астрономии участвуют дистанционно. За такое решение проголосовали их организаторы – представители соответствующих структур в Европе и Америке. Считаю, что это вопиющее безобразие и нарушение всех норм. Если так пойдёт дальше, проведём свои, альтернативные. У нас на базе образовательного центра «Сириус» в прошлом году уже проводилась олимпиада по астрономии. В ней участвовали 11 стран, и уверен, что со временем наших сторонников станет намного больше.
В целом мы по-прежнему остаёмся на лидерских позициях. В 2023-м на олимпиаде по математике, проходившей в Японии, выпускники нашего лицея выиграли три золотых медали. В этом году в Англии – две золотых и две серебряных. В Китае недавно состоялись большие соревнования по робототехнике: 35 стран, 5 тысяч участников. И в двух категориях весь пьедестал почёта принадлежал нашим лицеистам.
– Вы как-то сказали, что школа и ученик, школа и учитель должны подходить, как ключ к замку. Но где взять такие кадры?
– Воспитать в своём коллективе. Мы поступаем именно так. Кроме того, плотно работаем с педагогическим университетом им. Герцена и приглашаем на работу его выпускников. Нынешним летом, например, взяли сразу трёх молодых математиков. Правда, есть нюанс: уже год они провели в лицее. Подышали нашим воздухом, посмотрели, куда идут, и приняли решение. Влились в коллектив, где средний возраст педагогов 35 лет. Сплав молодости и опыта.
Как научить учиться?
– Также конёк вашего лицея – сочетание основного образования и дополнительного. Традиция сохраняется?
– Даже приумножается. Уже 60 лет работает туристский клуб «Шаги» – один из лучших в городе. Только этим летом состоялось более 15 длительных походов. На днях группа наших старшеклассников вернулась с Курильских островов, а шестиклассники совершили впечатляющее для их возраста путешествие по ладожским шхерам. Недавно мы организовали камерный хор, которым руководит наша выпускница, и даже заняли на всероссийском фестивале второе место. Подростки участвуют и в конкурсе «Большая перемена», программе «Дебаты», занимаются спортом. Также есть музей, музыкальная студия, клуб бардовской песни, проходят «литературные вторники», регулярно выпускаются стенные газеты. Прибавьте и различные семинары, конференции, действует ученическое самоуправление.
– Но зачем детям такая нагрузка? Сложная учебная программа, плюс внеурочные занятия. Современный человек может обойтись и без этих широких познаний, а если что-то забудет, интернет в помощь.
– Да, возможно, в эту минуту интегралы ему не нужны, но пригодятся мозги, которые развиваются, пока он их изучает. Также мы живём в обществе, где часто требуется сделать выбор, принять грамотное решение. Простой пример. Однажды известному зарубежному политику прислали бумагу про страшное вещество – дигидрогена монооксид, который используется в атомной промышленности, входит как компонент в отравляющие препараты и т. д.
Прочитав документ, он с высокой трибуны выступил с требованием немедленно запретить его производство и употребление. Однако оказалось, что это всего лишь вода. Деятель выставил себя на посмешище. Чтобы такого не происходило, человеку важно иметь базовые представления об окружающем мире. Интернет может помочь, но чтобы получить нужный ответ, ему нужно задавать правильные вопросы. Ведь задача не в том, чтобы всё знать, а как распорядиться этими знаниями и эффективно применить их здесь и сейчас.
– Начинается новый учебный год. А в чём, на ваш взгляд, основная задача современной отечественной школы?
– Если сформулировать коротко – воспитать гражданина России, который стремится и может принести пользу своей стране. Каждый – на своём поприще. Причём система образования должна быть адекватна амбициям страны. Часто говорят, что финская школа – одна из лучших в мире. Но эта страна не собирается покорять просторы Вселенной, строить космические корабли и проникать в глубины атома. Нет у них таких целей. У нас есть.
В нашем народе, национальном характере заложено, что мы должны быть первыми, вторыми не устраивает, а школа – это ДНК общества. Она формирует ассоциации, которые объединяют нацию, когда люди на одни и те же слова реагируют одинаково. И если человек в школе не познакомился с первым балом Наташи Ростовой, он не поймёт, о чём речь. Поэтому чтобы справиться с нашими общими проблемами, мы должны говорить на одном языке, иметь общее мировоззрение, в том числе естественно-научное. Эти важные понятия и формирует школа. И сейчас у неё есть все возможности, чтобы выполнить поставленную задачу.