Примерное время чтения: 7 минут
215

Инженер в образе. Зачем студенту-авиаконструктору театральное мастерство?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и факты - Петербург 27/09/2023
Театр – это отдушина. Невозможно быть погружённым в математику и физику 24/7 (сцена из спектакля «Дозорные» по мотивам произведений Д. Хармса).
Театр – это отдушина. Невозможно быть погружённым в математику и физику 24/7 (сцена из спектакля «Дозорные» по мотивам произведений Д. Хармса). Театральная студия ГУАП.

Днём они учатся конструировать беспилотники, а вечерами выходят на сцену театра. Для студентов Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) уже больше десяти лет работает театральная студия, где ребята примеряют на себя необычные образы. О том, для чего будущим инженерам нужен театр, рассказал руководитель театральной студии Максим Ермишин.

Из преподавателя – в студенты

Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Максим, какая категория ребят занимается в театре?

Максим Ермишин: Возраст самый разный, от 16 до 25 лет. К нам приходят не только ребята из университета, но и студенты факультета среднего профессионального образования. Занимаемся дважды в неделю два часа, но можем задержаться и дольше.

Чаще всего записываются в театральную студию девушки-первокурсницы. Хотя молодые люди тоже интересуются нашим направлением. Обычно в начале года приходят по 30–40 человек, но остаются из них не больше 6. Кому-то не нравится, кто-то не успевает совмещать творчество и учёбу.

А в прошлом году среди студентов кружка оказался и преподаватель! Ему было очень любопытно позаниматься, погрузиться в театральную атмосферу. Опыт был нетипичным не только для меня, но и для самого педагога. Всё-таки заниматься в одной студии со своими студентами непросто, есть какая-то неловкость: с одной стороны, нужно субординацию соблюдать, а с другой – вы сейчас одна команда, и вы на равных. Но в целом всё прошло комфортно.

– Как возникла идея создать театр для студентов-авиаконструкторов?

– Я руковожу студией только третий год, и театр создавался без меня. Но цель знаю – это помочь ребятам изучить и понять себя. Развивать их творческие и физические возможности – например, у нас очень много тренингов на пластику.

Театральная студия даёт огромное количество полезных навыков: ребята учатся выступать и держаться уверенно на публике, ясно и чётко доносить свои мысли, вырабатывают хорошую дикцию, развивают эмоциональный интеллект. Это пригодится и на защите диплома, и во время собеседований на работу, да и в будущей жизни. Главное – подать себя.

Кроме того, театр – это отдушина. Невозможно быть погружённым в математику и физику 24/7, нужно отвлечься, расслабиться, где-то посмеяться, пообщаться.

– Бывает, что ребята настолько увлечены театром, что уходят в театральный вуз?

– У нас нет цели вырастить актёров-профессионалов. Даже сама структура урока построена иначе, не так, как в профессиональном вузе. Любительский театр не тратит время на поиски новых форм и развитие профессиональных компетенций. Мы ищем удобные, комфортные формы взаимодействия с публикой без вреда для себя.

Я не могу точно сказать, что это произошло из-за нашей театральной студии, но однажды два студента, окончившие наш университет, после получения диплома о среднеспециальном образовании поступили в театральный вуз.

– Какой категории ребят стоило бы записаться в театральную студию?

– Думаю, что тем, у кого появился порыв быть актёром. Если человек чувствует, что сцена его тянет, то не нужно стесняться, а стоит попробовать. Иначе как узнать, что это твоё?

В театральной студии мы ждём всех – неважно, какой курс обучения, неважны внешность и умения. Единственным ограничением является только патологическая стеснительность – если вы не можете рассказать стихотворение перед группой людей, то нам будет очень тяжело работать.

Как и в любой сфере, у нас важно не бояться и делать. Выйти на сцену действительно могут немногие. И мне нравится наблюдать рост ученика, видеть, как он перебарывает себя. В любом развитии важны личное стремление и поддержка наставника.

Ищут друга

– Вы и сами недавно закончили Университет. Ребята воспринимают вас как товарища или всё-таки наставника? Бывают ли конфликты?

– Действительно, многих ребят я старше всего на четыре года, это маленькая разница в возрасте. Конечно, разногласия бывают, но все они касаются творчества. И это нормально, ведь искусство без споров невозможно. Каждый вносит в будущий спектакль частичку себя, в итоге получается прекрасная командная работа, которая приносит зрителю эстетическое наслаждение.

Что касается наших взаимоотношений, то во время занятий я их режиссёр. Я знаю больше, я видел больше и могу этим оперировать. Хвалю, но и указываю на ошибки.

Личных, дружеских взаимоотношений мы не заводим – я для них наставник. Да, некоторым ребятам хочется получить у меня житейский совет, поддержку. Но говорю прямо: ребята, брать на себя ответственность не могу! Только делюсь своим опытом, а вот взять его на вооружение или нет – ваше решение. Я не психолог, а только педагог театральной студии.

Личные темы ребята обсуждают между собой, и я вижу, как первокурсники тянутся к старшим товарищам, а те не отказывают, помогают. Это касается и их специальности, для меня инженерия – это какой-то сверхуровень, который никогда не изучить.

И я рад, что попал на эту работу именно в молодом возрасте. Ведь не только ребята учатся у меня, но и я у них – и это не просто красивые слова: благодаря своим ученикам я вырос, как профессионал, и умею работать со взрослым контингентом.

– Студенты – это уже сформировавшиеся личности. Как их заинтересовать в учёбе и творчестве?

– Первое – это постоянно демонстрировать свои навыки. Говорить: «Я умею двигаться, я профи в этом» – не нужно, никто не заинтересуется. Прежде нужно показать. Второе – наставнику самому должно быть интересно, он должен любить своё дело, гореть им! Тогда это передастся и студенту.

Справка: открыть мир искусства

Театральная студия начала работу в 2009 году. За это время студийцы проделали путь от постановки спектаклей, которые не уступают работам профессионалов, до реализации скрытых талантов и умений каждого студента.

Фото: Театральная студия ГУАП.

Основная задача – помочь студентам различных специальностей, направлений, взглядов и интересов реализовать свой творческий потенциал и открыть для себя неоднозначный, но по-своему притягательный мир театрального искусства.

В 2020–2021 учебном году студия выпустила 5 спектаклей-трансформеров в жанре художественного слова о великих личностях, тексты о которых студийцы создают самостоятельно, применяя полученные на занятиях инструменты креативности и сценарно-драматургического мастерства.

Среди достижений – Гран-при фестиваля молодёжного театрального творчества «Театр рядом!», 2020, первое место на Молодёжном фестивале дружбы, 2018, победа в номинациях «Художественное оформление спектакля», «Музыкальное оформление спектакля», «Пластическое решение спектакля» на IV Международном фестивале-конкурсе молодых независимых театров «Пространство юных», Сочи, 2016.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5


Самое интересное в регионах