Василий Жуковский (1783-1852)
Василий Андреевич был наставником будущего императора Александра II. И именно он во многом оказал влияние на формирование личности царя-освободителя.
В должность уже к тому времени известный поэт и заступник декабристов (благодаря Жуковскому некоторым удалось отделаться ссылкой в Сибирь, а не смертной казнью) вступил в 1825 году. Главной целью Василия Андреевича было воспитать «не царя, но человека», не «ученого, а просвещенного».
Поэтому будущий император усиленно изучал историю (по мнению его наставника - самый важный предмет), латынь, право, знал несколько иностранных языков. Но самое главное - Жуковский учил Александра любить людей. «Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю. Уважай закон: закон, не уважаемый царем, не будет храним и народом», - говорил он императору.
Под влиянием идей Жуковского Александр II вырос человеколюбивым. А подданные ценили своего царя, который дал крестьянам свободу и решился на другие важные реформы в государстве.
Гордился ли Жуковский своим воспитанником? Крайне. Уже после того как Василий Андреевич покинул Россию, он до самой смерти поддерживал переписку со своим учеником, которого беззаветно любил.
Константин Ушинский (1823-1870)
Константина Дмитриевича по праву зовут «учителем учителей». После себя он оставил множество трудов, в которых говорил не только о воспитании детей, но и каким должен быть педагог. Ушинский называл педагогику искусством.
Одна из его идей - учитель должен не просто передать теорию, но научить ребенка трудиться, думать. Константин Дмитриевич был уверен, что теория и практика не должны идти врозь. Да и в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он удачен. Гуманность по отношению к ученику, по мысли выдающегося педагога, должна быть основой воспитания, а учитель - непременно обладать педагогическим тактом. Кроме того, ребенку гораздо важнее рассказать о нравственности, нежели просто наполнить его голову знаниями. И самое важное - Ушинский считал, что настоящий учитель должен понимать душу ребенка.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал он. - Потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Петр Лесгафт (1837-1909)
Знаменитый педагог говорил: родителям важно «щадить личность своего ребенка», давать ему свободу (в рамках разумного, конечно), любовь и внимание к нуждам маленького человека.
Петр Францевич считал, что главная задача родителей - создать в семье условия, при которых дети могли бы и развиваться, и участвовать в деятельности взрослых. Он активно выступал против телесных наказаний детей.
«Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип, - говорил педагог. - Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией».
В учении Лесгафта сказано, что личность ребенка должна развиваться в единстве физического и духовного, то есть воспитание и того, и другого должно идти параллельно.
«Школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями», - неоднократно заявлял ученый.
Надежда Крупская (1869-1939)
Жена и соратница Ильича внесла большой вклад в формирование советского образования. В своих статьях Крупская пропагандировала борьбу за новую, социалистическую школу. И объясняла ее отличие от буржуазной.
Надежда Константиновна говорила: каждый учебный предмет должен изучаться в связи с другими предметами и реальной жизнью. «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот».
А еще Крупская была одним из первых советских педагогов, радевших за идею тесной взаимосвязи семьи и школы. По ее мнению, учебное заведение может помочь родителям правильно направлять воспитание детей.
Кстати, именно Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах. И всегда настаивала на том, что ребенка нужно воспитывать в духе патриотизма.
Георгий Трошин (1874-1938)
Георгий Яковлевич много лет посвятил помощи детям с отклонениями в развитии.
Врач и педагог в 1906 году создал школу-лечебницу для таких ребят. А еще написал большой труд, который посвятил Ушинскому. В своей работе, впоследствии признанной самым значимым трудом по дефектологии, Трошин сформулировал, каким образом должны воспитываться дети с отклонениями в развитии.
Педагог призывал коллег ориентироваться не на дефекты и нарушения интеллекта у малышей и подростков, а на их способности компенсировать их.
Николай Белоусов (1926-2007)
Народный учитель Российской Федерации (это звание педагогу присвоили за два года до смерти) танкистом прошел Великую Отечественную войну, участвовал во взятии Берлина и освобождении Праги.
После войны Николай Владимирович работал сварщиком и параллельно получал образование. После вручения диплома на факультете географии пошел работать с детьми, посвятив этому занятию без малого 50 лет. Белоусов с 1976 года был бессменным директором школы № 387 Кировского района. Одновременно - до самой смерти - преподавал географию и очень любил своих учеников.
«Задача школы - выпустить здорового физически, нравственного и хорошо воспитанного гражданина-патриота, верящего в себя, умеющего адаптироваться в повседневной жизни и творить добро», - говорил Белоусов.
Погиб Николай Владимирович трагически: по дороге домой (он не дошел 500 метров) ему стало плохо, он упал на заснеженную тропинку. На земле педагог пролежал 13 часов! У него украли деньги, документы и мобильный телефон. После смерти учителя школе, в которой Николай Белоусов проработал всю жизнь, присвоили его имя.
Сергей Рукшин (1957)
Уроженец Ленинграда Сергей Рукшин в 2017 году приказом президента получил почетное звание «Народный учитель Российской Федерации». У Сергея Евгеньевича множество наград, в том числе почетная грамота Минобрнауки, многочисленные ведомственные награды и награды общественных организаций.
Рукшин начал свой профессиональный путь в 1979 году - тогда он окончил математико-механический факультет ЛГУ по специальности «Математика» с присвоением квалификации «Математик. Преподаватель». Затем пошел в аспирантуру, защитил докторскую.
Педагог организовал в Петербурге образовательную систему нового типа - она направлена на выявление одаренных школьников и их раннее профессиональное обучение. Ученики Сергея Евгеньевича завоевали более 90 медалей международных олимпиад по математике, физике, химии, информатике. Кстати, одним из учеников педагога был знаменитый на весь мир математик Григорий Перельман.
Также педагог создал в городе Летние Математические Школы, которые с 1981 года ежегодно принимают более 200 детей.