Игра в шахматы остаётся одной из самых популярных настольных игр. Кто-то воспринимает её как развлечение, другие – как спортивное соревнование и борются за титул чемпиона.
Однако специалисты сходятся в одном – шахматы очень полезны для развития интеллекта и других навыков и компетенций. О том, как строится работа с воспитанниками, рассказал наставник будущих шахматистов, кандидат в мастера спорта по шахматам, руководитель МБУ «Спортивно-культурный центр имени А. А. Алёхина» в Пушкине Сергей Румянцев.
Зависит от игроков
Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Сергей Александрович, какая категория ребят чаще всего записывается на занятия шахматами?
Сергей Румянцев: Обычно это дети шести-восьми лет. Иногда, если ребёнок самостоятельный, мы берём с пяти лет. Практически 80% наших учеников – это мальчики.
Ребята приходят к нам с базовыми знаниями шахматной грамоты, чтобы улучшить свои навыки игры. Порой записываются и уже подростки, тоже в основном мальчики. Для них порог вхождения выше, чем для малышей. Однажды у нас занимался и 70-летний ученик.
В этом году в мае и августе к нам пришли 150 желающих заниматься, но испытания прошли только 75, остальным рекомендовали подготовиться и прийти на следующий сезон. Те, что поступили, будут заниматься, как в школе, с 1-го по 10-й класс. Первый год – это, в основном, лекции, а затем всё больше и больше практических занятий.
– Понятно, что младших школьников на занятия приводят родители. Какие ожидания у мам и пап?
– Часто родители, которые умеют и любят играть в шахматы, ищут себе партнёра для игр. Есть те, кто записывает просто исходя из принципа: «Соседи ходят, и мы пойдём».
У нашего клуба нет цели вырастить чемпионов мира и членов олимпийской сборной. Мы даём базовый шахматный фундамент, который позволяет ученику в будущем самостоятельно развиваться, стать мастером спорта. Иногда некоторые родители жалуются, что мы не уделяем внимания их ребёнку, тогда объясняем, что это не индивидуальные занятия, а работа в группе.
– С родителями ясно. А на чём основан интерес ребёнка?
– На принципе соревновательности. Ему хочется обыграть соперника. У детей во время занятий проявляются лидерские качества. А ещё исход игры всегда зависит от таланта игроков, никакой удачи и воли случая.
Навыки для жизни и карьеры
– Что дают занятия шахматами?
– Эта игра развивает большое количество навыков: внимание, концентрацию, усидчивость, изобретательность, силу воли, абстрактное мышление и, конечно, память – без неё никак, нужно помнить тренировки и прошлые ходы соперника. Шахматы укрепляют нервную систему: одно из первых, чему учит наставник, это держать себя в руках. Нервозность, эмоции существенно и негативно повлияют на ход игры. Внешне игроки спокойны, но внутри у них эмоциональная буря, и нужно эти чувства обуздать.
Не стоит забывать, что шахматы также учат планированию, учат просчитывать свои ходы наперёд. Ведь это в футболе можно несколько голов пропустить, а потом отыграться. В шахматах каждый неверный ход может стать фатальным. Навык просчитывать свои шаги, решения в дальнейшем пригодится игроку в повседневной жизни и ряде профессий. Например, на руководящих должностях, в политической сфере.
Считаю, что шахматы должны стать обязательным предметом в школе, а не факультативом. Обычный спорт развивает физически, а шахматы – интеллектуально.
Всё зависит от наставника
– Обязательно ли иметь способности к шахматам?
– Необязательно, хотя есть так называемый шахматный интеллект. Знаю шахматистов, которые во время игры даже на доску не смотрят, всё делают по памяти. Если у детей есть математические способности, то им, несомненно, нужно учиться шахматам, нужно развивать и укреплять интеллект.
Но я считаю, что каждый должен уметь играть в эту игру. Даже если ребёнок чистый гуманитарий, научить азам необходимо. К сожалению, очень много даже взрослых людей не умеют играть в шахматы. А зря.
– С какого возраста стоит учить игре?
– В домашних условиях хоть с четырёх лет. Уже тогда у детей развивается абстрактное мышление, они думают логически, могут осознавать, что каждое их действие имеет последствия. Но многое зависит от педагога, который будет учить ребёнка. Если заставлять играть, то ничего хорошего не выйдет. Малыш быстро потеряет интерес, а то и вовсе возненавидит игру.
– Бывает, что дети не хотят заниматься, а родители заставляют?
– Практически нет. Если кто-то во время занятий отвлекается, не слушает тренера, то на соревнованиях проигрывают. Отсюда слёзы, разочарования. Родители это видят и не настаивают.
– Но слёзы бывают и у талантливых ребят, которые только начинают.
– Да, и тут тренеру нужно выступить в качестве наставника. Поддержать, объяснить, успокоить. Вообще с детьми первого года обучения тренер занимается больше как воспитатель. А уже потом становится для них тренером – где-то строгим, категоричным. Иначе результата не добиться. Главное, что нужно объяснить, – на победах не учатся. Лучше проиграть десяток партий, но проанализировать свои ошибки, а потом вновь выйти на соревнования и уже стать первым.
Древняя игра
Шахматам около полутора тысяч лет. В эту увлекательную настольную игру начали играть в Индии, и называлась она чатуранги.
Первые шахматы отличались от тех фигур, что мы знаем сегодня. Да и правила игры были иными. В чатуранги (на фото) играли вчетвером, а на доске расставляли не чёрные и белые, а чёрные, жёлтые, красные и зелёные фигуры. Ход игры определял случай – соперники бросали кости и только после этого «ходили».
В VI веке чатуранги привезли в Персию, где игра стала называться шатрандж. Впоследствии арабы принесли шатрандж в Испанию, и прообраз шахмат распространился по западу Европы. Там игру прозвали шахматами Тамерлана.
Считается, что на Руси шахматы появились в XIII веке, хотя некоторые находки говорят, что игра могла проникнуть на территорию новгородского княжества ещё в XI–XII веках. В летописях про шахматы ничего не говорится – всё-таки писали их православные монахи, а церковь осуждала любые азартные игры.
Шахматы, как спорт, стали воспринимать недавно – всего-то 200 лет назад. К тому времени уже сложились образ фигур и правила, которые мы знаем.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.