Массовое онлайн-обучение, которое уже несколько лет обсуждается на различных педагогических форумах, вдруг стало реальностью наших дней. Но что мы видим? Образовательные платформы виснут, родители хватаются за головы, учителя выходят в скайп, а дети занимаются физкультурой на балконах.
Почетный работник общего образования РФ учитель высшей категории, педагог гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга Вера Хоменко рассказала, какие трудности возникли при таком резком переходе на новый формат обучения? Кто оказался в этом процессе слабым звеном?
Разные условия
Со времен СССР главной гордостью нашего государства были равные возможности в получении качественного образования всеми слоями населения. А что показала пандемия, когда все сели по домам? Началось ли расслоение детей по имущественному признаку? Вера Григорьевна считает, что явного расслоения в таком формате обучения как раз нет.
«Дети ведь не знают, в каких условиях занимается и живет тот или иной их одноклассник, обучается он на своем компьютере или делит его со старшим братом и родителями? – говорит собеседница. – Но этот переход на учебу в формате онлайн выявил ряд проблем. Наше образование не было готово и, думаю, еще несколько лет наперед не будет готово к переходу на дистанционное обучение. Это планировалось сделать к 2024 году, но сейчас очевидно, что еще много недоработок».
Если взять среднестатистическую семью, то нередко оказывается, что там один, максимум два ноутбука либо компьютера. И в основном их приобретали для детей-школьников. А сейчас, когда и дети, и многие родители перешли на «удаленку», возникла проблема в том, как поделить электронный носитель. Купить дополнительный ноутбук могут далеко не все.
«И здесь поговорка «Все лучшее - детям» уже не работает, - считает учитель. - К сожалению, эту проблему осознают далеко не все педагоги и выставляют слишком жесткие временные рамки для выполнения заданий».
Не меньшее значение имеют и условия, в которых учатся дети. У кого-то отдельная комната в трехкомнатной квартире, а у кого-то небольшой стол в тесной комнате в коммуналке. И это тоже влияет на обучение. Уже есть примеры, когда хорошисты и отличники стали «хватать» неуды за плохо выполненные задания.
Истерика 21 века
Вера Григорьевна вспомнила обещания оснастить учеников планшетами, которые когда-то давно раздавал Чубайс. И хотя была информация о том, что под разработку этой программы были выделены бюджеты, на деле обещания остались лишь в памяти тех, кто их слышал.
«Я не привыкла верить обещаниям, поэтому и в тот момент понимала, что дальше слов это не продвинется. Хотя сейчас эта техника была бы очень кстати, - сказала Хоменко. – В начале режима самоизоляции школы составили списки нуждающихся. Их оказалось больше 16 тысяч человек».
При этом почетный педагог уверена, что никакой самый современный гаджет не заменит живого учителя.
«Вы посмотрите, как сейчас, простите, истерят родители? И это в 21 веке, когда есть масса хороших образовательных платформ. И все же детям необходимо человеческое участие в учебном процессе. Приложению в гаджете не задашь вопрос, если что-то непонятно, оно не погладит по голове, не улыбнется тебе. Учитель ответит на все вопросы и объяснит подробнее, - считает Вера Хоменко. - А ведь до пандемии было немало родителей, которые обвиняли учителей в том, что мы не можем найти подход к их детям, неправильно ведем уроки. Теперь же мамы и папы понимают, что образовательный процесс – очень сложное дело. И контакт глаза в глаза, живое общение детям очень важны. Даже аудиоуроки, записанные голосами их родных учителей, детям даются легче самых простых программ».
Первобытный или продвинутый?
Перестроиться на онлайн-формат учителям помогают курсы информационно-коммуникативных технологий. Каждый российский педагог раз в три года повышает свой уровень ИКТ, чтобы идти в ногу со временем и быть на одной волне с учениками.
«Педагогу, не умеющему работать с гаджетами, не место в современной школе. Таковы реалии. Всех нас учат на этих курсах работать с электронными досками и другими системами. Если на уроке учитель не сможет управлять этой техникой, то в глазах детей его авторитет, конечно, упадет. Они будут воспринимать его, как первобытного человека», - уверена почетный работник образования.
Вера Хоменко считает, что пандемия отразится не только на отношении в обществе к профессии и миссии врача, но и к работникам образования.
«Родители после нескольких недель дистанционного обучения понимают, что от самих детей тоже многое зависит. Если кто-то не хотел учиться в школе, то он и дома только по принуждению садится за уроки», - отметила педагог.
Также она уверена, что и образовательный процесс в российских школах тоже изменится после пандемии.
«Теперь необходимо больше учить детей самостоятельно получать информацию из открытых источников, и работать как по одиночке, так и в команде», - заключила учитель.