Для Петербурга это знаковый праздник – с системой образования на разных ступенях связан каждый четвёртый житель Северной столицы.
На днях прошёл городской педагогический совет, где обсуждались самые насущные проблемы отрасли. Особое место в Год педагога и наставника отводилось учителю. Главной темой педсовета стал девиз – «Родина начинается с учителя».
Главные в школе
О значении педагога говорили уже первые кадры предваряющего диалог ролика. Школьники пытаются решить домашнее задание при помощи искусственного интеллекта. Математика, география, литература… Однако интернет даёт непонятные, даже абсурдные ответы, и только учитель объясняет всё понятно и доходчиво. И хотя кадры кино у многих вызвали улыбку, суть вещей подмечена правильно. Несмотря на технический прогресс, учитель и ученик остаются в школе главными фигурами. И в Петербурге делается очень многое, чтобы и учить, и учиться они могли комфортно и максимально продуктивно.
Так, 1 сентября детей примут 22 новые школы, при этом 17 построены «с нуля». Туда пришли работать 10 тысяч преподавателей. Появятся свыше 20 тысяч новых мест, а к 2025 году накопленный за полтора десятка лет дефицит будет полностью закрыт. В школы и колледжи города придут свыше миллиона учеников, и в каждом классе их встретят учителя. Кстати, профессия сеятеля «разумного, вечного» с каждым годом становится всё более популярной и востребованной. Об этом говорит и то, что сегодня практически все должности педагогов в городе заняты.
«Вакансий практически нет, остались буквально десяток-два по разным предметам, – подтвердила председатель комитета по образованию Наталия Путиловская. – Конечно, нам нужны учителя физики, математики, физкультуры. Требуются наставники и в начальную школу, так как число первоклассников с каждым годом растёт. Но это единичные места, которые к началу учебного года, думаю, закроем».
При этом учителям вместе с ребятами в новом учебном году предстоит решать ряд сложных задач. Одна из них – выровнять качество образования. «Школ «второго сорта», непопулярных у родителей быть не должно»,– поставила задачу вице-губернатор Ирина Потехина. Для этого власти города идут по пути укрупнения, подтягивая к сильным учебным центрам учреждения послабее. Возвращается и воспитание. И хотя из петербургских школ оно никуда не уходило, в расписании появится официальная должность заместителя директора по воспитательной работе. Также теперь учителя должны будут помочь воспитаннику выбрать будущую профессию. Школы постепенно возьмут на себя функцию профессиональных училищ, а выпускники вместе с аттестатом получат свидетельство о первой профессии. Для этого в городе сегодня создаются профильные классы и лаборатории. Первые 500 выпускников уже стали обладателями таких документов. Город на это средств не жалеет. Нынешним летом, например, в колледжах было открыто максимальное количество мест. Поступили все, кто хотел.
Готовы поделиться опытом
Ещё одна черта петербургской школы – готовность поделиться накопленными знаниями, взять под крыло тех, кто нуждается в защите. Это ярко проявилось во время приезда школьников из новых территорий. В текущем году город принял более 2,5 тысячи ребят из Мариуполя. Они учились (свыше 600 человек в Смольном получили аттестаты), отдыхали в лагере «Дружных». И всё время рядом были наставники из Петербурга.
«Новый опыт приобрели не только дети, но и мы, педагоги, – поделилась с коллегами директор 47-й школы им. Д. С. Лихачёва Марина Обухова, работавшая в лагере «Дружных». – По-другому смотришь на систему воспитания и весь окружающий мир, когда ребёнок называет тебя «мамой». Потому что в Мариуполе ему так назвать больше некого».
Ещё одно новшество для петербургских учителей – дополнительная возможность пройти переподготовку. За образец возьмут модель образовательного центра для одарённых детей в Сочи. На базе «Сириуса» и нашего «Зеркального» создадут креативные пространства, куда учителя смогут приезжать на несколько недель для повышения квалификации. Конечно, для реализации такого проекта нужно время, а чтобы его не упустить, оперативно организуют экспериментальные площадки на базе трёх городских школ. Их откроют уже в этом году.
Опрос: какие качества вы считаете наиболее важными для современного учителя
- Глубокое знание предмета, умение передать эти знания ученикам – 72%;
- любовь и уважение к детям, соучастие и неравнодушие – 72%;
- умение найти подход к каждому ребёнку – 63%;
- выдержка и стрессоустойчивость – 53%;
- личный пример для ученика, образец морали и нравственности – 50%;
- готовность повышать квалификацию, использовать новые средства и приёмы в работе – 50%;
- многозадачность, умение быстро решать разные проблемы – 46%4;
(По результатам опроса на заседании педагогического совета Петербурга 24 августа 2023 года.)
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.