В некоторых школах Петербурга домашние работы уже проверяет робот. Да и цифровые дневники, виртуальные классы и искусственный интеллект в системе образования – для Северной столицы не фантастика, а реальность. Город активно внедряет в образовательные учреждения технологии виртуальной реальности и новые платформы.
Что уже изменилось в петербургском образовании, и что нас ждёт дальше – в материале spb.aif.ru.
Цифровой минимум
Петербург стал одним из первых регионов, где в рамках стратегии цифровой трансформации образования введён так называемый «цифровой минимум» – базовый набор цифровых инструментов, доступных в каждой школе.
Это перечень основных технических решений и сервисов, которые обязательны к использованию во всех школах мегаполиса. Цель состоит в том, чтобы каждая школа, независимо от своего расположения, материальной базы или численности, имела единый, современный уровень цифровой инфраструктуры для обеспечения равных возможностей для всех: учеников, родителей и педагогов.
Система состоит из трёх важных компонентов – первый и ключевой – это электронный дневник и журнал. С их помощью родители могут дистанционно контролировать успеваемость и посещаемость своих детей. Ученики имеют возможность в режиме онлайн контролировать своё расписание, оценки и домашние задания от преподавателей. Последние, в свою очередь, обладают удобным дистанционным инструментом регулирования всего учебного процесса без дополнительной «бумажной волокиты».
В Петербурге используется интегрированная платформа – электронный дневник на базе регионального портала «Петербургское образование». Централизованная городская платформа разработана специально для автоматизации образовательных процессов. К тому же электронный дневник связан не только с системой «Госуслуг», но и другими городскими цифровыми платформами для надёжности и простоты доступа к его функциям. Система обеспечивает доступ к единой системе электронного дневника и журнала, где хранится и обрабатывается вся учебная информация.
Второй компонент цифрового минимума – это цифровая среда для дистанционного и смешанного обучения. Речь идёт о различных online-платформах, благодаря которым ученики могут обучаться из дома (по состоянию здоровья, на карантине или по индивидуальному графику). Например, такие площадки, как «Учи.ру» или «Российская электронная школа». Здесь собраны презентации, тесты, видеоуроки – всё для качественного и комфортного образования учащихся.
И третья составляющая новой системы цифровизации образования – возможность использования чата с классным руководителем. Это быстрая обратная связь между родителями и школой, обсуждение организационных и учебных вопросов без бумажной волокиты.
Эти «три кита» новой цифровой эры образования делают процесс обучения более открытым, управляемым и современным, работающим по единым стандартам качества, обеспечивающим возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Учимся в VR
Пока одни ещё только осваивают Zoom, в некоторых школах Петербурга дети уже активно используют технологии виртуальной реальности. Например, в лицее № 369 Фрунзенского района школьники «погружаются» в молекулы, осматривают органы человека изнутри, исследуют звёзды и путешествуют по Древнему Риму при помощи VR-шлемов.
Кроме того, в петербургских образовательных учреждениях активно внедряется использование интерактивных досок или панелей. Практика внедрения «школ без мела» сегодня стала стандартом в новых и отремонтированных классах. Самый большой интерес к подобным технологиям – у юных дарований. Именно они познают первые азы наук через игры и мультимедийные задания.
«Дочка с огромным интересом идёт в школу – особенно ей нравятся уроки с цифровой доской. Говорит, что там всё, как в мультфильме: можно двигать картинки, смотреть видео, отвечать прямо на экране. Она гораздо легче запоминает материал, потому что всё наглядно и ярко. Учёба превращается в игру. Я рад, что школа использует такие технологии», – поделился с нами папа первоклассницы Илья.
«Домашку» проверит ИИ
В мае 2025 года власти Петербурги объявили о запуске пилотного проекта по обработке результатов Всероссийских проверочных работ (ВПР) с использованием искусственного интеллекта. Инициатива реализуется в трёх школах – № 187 и № 191 Красногвардейского района и Лицее № 280 имени Лермонтова.
Ожидается, что интеграция программного робота и нейросети позволит в 20 раз ускорить обработку результатов и качественно изменит работу учителей в стране. То есть тот массив работ по обработке и загрузке данных, на который ранее уходили недели, теперь можно будет завершить всего за пару часов. Просто отсканировав титульные листы проверочных работ и запустив систему проверки. Это первая в России технология, основанная на принципах ИИ такого масштаба.
Как сообщается на сайте Смольного, цель нового проекта – автоматизировать рутину, тем самым избавив учителя от монотонного ручного труда и освободив время специалиста для непосредственной работы с детьми.
«Мы создаём решения, которые не просто заменяют ручной труд, а поддерживают человека в его профессиональной миссии. Искусственный интеллект в школах – это не про контроль, а про помощь, про умную помощь в умном городе, про уважение ко времени учителя. Цифровые технологии освобождают силы педагога для главного – общения, обучения, развития», – рассказала председатель комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Юлия Смирнова.
Убираем рутину
«Школы города не просто осваивают технологии, а активно переходят от отдельных решений к комплексной цифровой инфраструктуре. Особенно хочется отметить инициативу «Цифровой минимум». Это фундаментальная работа по формированию устойчивых цифровых компетенций», – рассказал ведущий специалист отдела по связям с общественностью одного из петербургских технопарков Андрей Ерошенко.
«Для нас, как IT-компании, важно, что сейчас цифровизация образования в Петербурге строится не ради самой технологии, а вокруг пользователя – ученика, родителя, учителя. То есть ведётся развитие экосистемы, которая упрощает рутину, освобождает время и делает образовательный процесс прозрачным», – добавил он.
Петербург сегодня – один из лидеров в России по внедрению цифровых и инновационных технологий в образовании. От начальной школы до ведущих университетов – обучение становится интерактивным, визуальным и персонализированным. Важно отметить, что новые технологии не заменяют преподавателей, они дополняют и усиливают образовательный процесс.