Примерное время чтения: 4 минуты
122

Школьный балл. Знают ли русский язык выпускники культурной столицы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и факты - Петербург 21/06/2023

20 июня в Санкт-Петербурге завершилась сдача Единого государственного экзамена. В нём принимали участие около 37 тысяч человек, в том числе свыше 27 тысяч – одиннадцатиклассников. Испытания проводились по 12 предметам. И хотя проверка ещё продолжается, работают апелляционные комиссии, предварительные итоги уже подводятся.

Стобалльники растут и падают

Один из главных результатов – в Петербурге по сравнению с прошлым годом выросло число стобалльников по химии, географии и литературе. Как сообщили на днях в комитете по образованию, 100 баллов на ЕГЭ по химии набрали 42 работы. Лидируют по количеству выпускников с высшим результатом 214-й лицей Центрального района и 230-я школа Фрунзенского района, где безупречно выполнили задания 5 и 4 выпускника соответственно. Если учесть, что в прошлом году в городе максимум за экзамен получили всего 16 человек, результат впечатляет.

Географию на максимальный балл сдали 8 учеников – в прошлом году таких было всего трое. По литературе на сто баллов эксперты оценили 76 работ. Больше всего отличников подготовили в 56-й гимназии – 4 человека, 190-й гимназии Центрального и 507-й школе Московского района, где по 3 выпускника набрали «вышку». Для сравнения: в прошлом году 100 баллов за ЕГЭ по литературе получили 40 выпускников.

Но не всё так радужно. Резко снизилось число ребят, показавших максимум по русскому языку, а ведь это один из основных экзаменов. Статистика настораживает: если в 2022-м высшую оценку по этому предмету получили 226 вчерашних школьников, то сейчас только 141.

«Причин может быть несколько, – высказал свою позицию доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка РГПУ им. А. И. Герцена Михаил Дымарский. – Во-первых, год на год не приходится и задания периодически меняются, в том числе в сторону усложнения. Во-вторых, целый ряд тестов могут иметь, например, два правильных ответа. Уже много лет ко мне обращаются коллеги из школ, которые просят проанализировать некоторые материалы единого экзамена по русскому языку. Начинаем вникать, и при тщательном разборе возникает немало вопросов. В-третьих, может сказаться и уровень педагогов, который напрямую влияет на подготовку учеников. Не надо забывать, что сегодня для многих учителей русского языка, работающих в наших школах, русский язык не родной. Но криминала здесь нет. Это нормальный рабочий процесс, из которого нужно сделать выводы».

Задания усложняются

«Некоторые задания могут быть неоднозначными, связанными с пониманием текста, и у ряда выпускников это вызывает трудности, – подтвердила учитель русского языка и литературы гимназии № 56, педагог с 28-летним стажем Ольга Клишова. – Ничего особенного – наоборот, есть возможность подумать, логически выстроить ответ. Ведь ЕГЭ в его нынешнем виде позволяет сформировать знания в разных областях. Проверить практическую грамотность, в том числе орфографию и пунктуацию, показать умение связывать предложения в тексте, что очень пригодится в жизни. Ребятам даётся 3,5 часа, так что времени на всё достаточно. В моём выпускном классе средний балл 89, а в нашей гимназии – 85. Считаю, достойный результат».

«У нас восемь выпускных классов, и заработать 100 баллов по математике в этом году было тяжелее, – не скрывает директор президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. – Объективно сложнее, например, оказалась геометрия. В итоге у нас семь «стобалльников», хотя в прошлом году больше 20. Аналогичная картина по Петербургу, в 2022-м – 59, сейчас 15 – и по России в целом. Если в прошлом году высший балл в стране по математике получили 600 молодых талантов, то в текущем всего 200».

То, что задания по ЕГЭ могут быть «неоднозначными», подтверждает история выпускника 30-го губернаторского лицея Ильи Дубинина. На экзамене по химии он дал второе решение задачи, для которой организаторами предусматривался только один вариант. Найти альтернативу способному парню помог опыт всероссийских олимпиад по химии, где Илья неоднократно становился призёром. Проверяющим инициатива не понравилась и ответ не зачли, что означало потерю баллов. Тогда вундеркинд подал апелляцию и доказал правоту своей теории. Комиссия приняла доводы юноши и повысила итоговый результат – с 95 до 99 баллов. Впереди выпускников школ ждут конкуренция и конкурс аттестатов, где результаты ЕГЭ будут иметь решающее значение.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5


Самое интересное в регионах