Примерное время чтения: 6 минут
465

Слово на «С» под строгим запретом? Кто должен говорить с ребенком «об этом»

Воспитание, прежде всего, основывается на ценностях, а школа и семья должны действовать вместе.
Воспитание, прежде всего, основывается на ценностях, а школа и семья должны действовать вместе. pixabay.com

В современном мире остро стоит вопрос о половом воспитании детей. Многие представители поколения, еще помнящего советское время, не считают необходимым говорить со своими детьми на тему секса – слово на букву «с» находится под строгим запретом. Тем не менее потоки информации разлетаются в медийном пространстве с бешеной скоростью, и для ребенка не составит труда найти интересную для него тему.

Как привить детям правильное восприятие темы секса и объяснить, какую нишу он занимает в общепринятой системе ценностей? Общественные деятели и квалифицированные специалисты попытались дать ответ на этот вопрос во время выступления в медиагруппе «Патриот».

В Европе «мамы» и «папы» уже не существует?

Проведенный в Петербурге опрос показал, что большинство горожан поддерживают идею о необходимости сексуальной грамотности. Как считают многие петербуржцы, у подростков появится понимание ответственности, что должно обезопасить их здоровье. Тем не менее нужно выделить границы программ полового просвещения.

Как считает финский обществовед Йохан Бекман, ситуация уходит корнями в западные страны: для значительной части Европы характерно «тоталитарное отрицание» традиционных ценностей.

«Главная идеология, я бы сказал, направлена на то, чтобы лишить родителей их семейных прав – «мамы» и «папы» уже не существует. Идет ликвидация этих понятий. Это рак нашего общества. Идет насилие против детей. Дети якобы сами должны определять, кем они должны быть: мужчинами, женщинами – это так называемое лечение. Я считаю, что это преступление против детей. Я бы сказал, общая идеология – антисемейная и антидетская пропаганда», – считает эксперт.

Школа – официальный источник

По словам врача-психиатра Алексея Фокина, вопрос довольно тонкий – в нем имеется множество психологических нюансов. В самых печальных случаях не соблюдающие правил контрацепции молодые люди ходят с букетом венерических заболеваний, а резкое просвещение в школах не приносит ожидаемого результата.

«Из-за резкого просвещения в школах заболеваемость ВИЧ и гепатитом не снизится – это наивно. Ходовая практика показывает, что прямые программы сексуального просвещения в школах, проводимые в Западной Европе, Великобритании, Германии, за последние 20 лет не привели к снижению заболеваемости, которое пропагандируется как основание ведения подобного школьного просвещения. Они не достигают своей цели. Нужно помнить, что интимная тема доводится до подростка неофициальным путем – большинством из них она воспринимается как табуированная: «Да, я об этом знаю, но мои родители и школа плохо к этому относятся». И совершенно другое, если эта же самая информация доводится официально, с уважаемого и авторитетного источника, каким является школа», – объясняет эксперт. - «Часто бывает такое, что многие программы сексуального просвещения вводят детей в заблуждение, а некоторые инициативы могут спровоцировать детей к интересу и вызвать рост детской заболеваемости».

А что же закон?

В 2013-м и 2014 году в России были ратифицированы два документа, в которых предусматривалось включение программ полового воспитания в общеобразовательных учреждениях: это Конвенция Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» и Конвенция о правах ребенка. Тем не менее ситуация особо не изменилась – программы полового просвещения в России существуют лишь в отдельных школах. А вопрос, как показывает ситуация, довольно важный, ведь детский ум чрезвычайно пытлив – для растущего ребенка информационный вакуум невозможен. Многие эксперты выступают за создание единой государственной программы, в основании которой должна стоять наука.

Депутат Законодательного собрания Ленобласти Алексей Ягонин выразил однозначную позицию: половое просвещение необходимо, и школа должна принимать участие в этом процессе.

«Я считаю: если не школа, то кто? Гарантировать просвещение в школе мы можем. Гарантировать то, как это происходит в семье, – нет. Лично я до всего доходил сам, через друзей и знакомых, уже в достаточно зрелом возрасте. Сегодня, если этой информации не будет, подростки полезут в Интернет, где много чего «хорошего» и много полнейшей ахинеи. Процесс нужно выстроить системно, на уровне правительства и общего понимания закона, чтобы никто не тянул это на себя. Вопрос, мне кажется, заключается не в необходимости, а в подаче. Если она будет неверной, мы получим отрицательный результат», – считает законодатель.

Секс – не основа семьи

К обсуждению темы подключился также врач-психотерапевт Равиль Назыров. Он выразил согласие с общей точкой зрения: дети все равно узнают «об этом», и вполне вероятно, что полученная ими информация не будет соответствовать реальности. Это чревато неприятными последствиями, поэтому ребенку нужно прививать семейные ценности.

«Сегодня многие ошибочно полагают, что секс – единственная функция человека, которая обеспечивает качество жизни и счастье в семье. В том-то и дело, что нет! Это воспитание должно основываться на том, что ради счастья ребенка в семье нужно соблюдать гармонию: это воспитательная функция, и функция хозяйственная, рекреативная. Духовная и эмоциональная функции, - говорит Назыров. - Конечно, есть и сексуальная функция, однако мы должны показывать ребенку, что в общей системе секс занимает важное место, но стоит он не на первом месте. Нужно создать «системную елку», где семья будет занимать особое место. В разработке этой программы должны принимать участие не только педагоги, но и эксперты возрастной психологии, сексологи, клинические психологи, психотерапевты и пограничные психиатры, потому что эта тема связана с большим количеством расстройств. Мы знаем, что у нас сегодня разводов столько же, сколько и браков, потому что люди не знают, как жить в семье», – заявил Назыров.

Заведующая кафедрой педагогики и психологии Ленинградского областного института развития образования Инна Васютенкова напомнила, что воспитание, прежде всего, основывается на ценностях. А школа и семья должны действовать вместе: детям нужно передать традиционные семейные ценности, которые являются основой российского общества. Проблема, отметила эксперт, заключается в том, что многие родители и сами не знают, как говорить на столь откровенные темы.

«Должны быть мероприятия, подготовленные профессионально. Важно продумывать возможность для педагога, чтобы выходить на аудиторию родителей и обучающихся. Безусловно, важна основательная подготовка. Будут актуальны и разработки программы повышения квалификации. А сам родитель должен быть союзником, но пусть и у него будет возможность посоветоваться со специалистом, если в семье есть какая-то ситуация. Любое воспитание – это те ценности, которые постулируются в семье с уже имеющимся ребенком. Нужно продумывать очень взвешенные шаги».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах