Здесь юные петербуржцы раскрывают свои способности, а педагоги воплощают авторские проекты и методики. Как строится её работа, «АиФ» рассказала директор Академии Ингрид Пильдес.
Войти в мир науки
Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Ингрид Валерьевна, вы как-то сказали, что ваша Академия не похожа ни на одно учебное заведение для детей и молодёжи в Петербурге. Что вложено в эти слова?
Ингрид Пильдес: С моей точки зрения, Академия талантов – это современная, гибкая образовательная среда. Здесь становятся реальностью уникальные программы, подчёркивающие важность знаний, помогающие найти способных детей. Мы открылись восемь лет назад, и всё это время вместе работают и молодые профессионалы, и их более опытные наставники. Сегодня тысячи юных петербуржцев выбирают Академию в качестве дополнительного образования. Им помогают войти в мир науки, освоить навыки будущей профессии. Вывели мы и формулу успеха: «Талант – это трудолюбие плюс увлечённость». Всё обучение ведётся на безвозмездной основе.
– Впечатляет, что ваши площадки расположены в роскошных дворцах. Это помогает раскрыть в ребёнке всё лучшее?
– Давно замечено, что в исторических стенах особая атмосфера. Каменноостровский дворец – подарок Екатерины II своему сыну Павлу. Когда его отреставрировали, руководству Петербурга предлагались различные варианты использования – от правительственной резиденции до дома приёмов. Но было принято решение передать комплекс детям.
Четыре года назад нам предоставили ещё одно здание – особняк барона Фредерикса. В разные годы там находились приют, детский дом, во время Великой Отечественной войны работал госпиталь, затем Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Располагалось даже британское консульство. Сейчас разместился Центр медиаискусств, где юные петербуржцы занимаются основами 3D-моделирования, графическим дизайном, VR-технологиями, электронной музыкой, диджеингом, снимают фильмы и т. д.
– Но в таких памятниках, охраняемых законом, нельзя гвоздя вбить, не то что поставить высокотехнологичное оборудование. Как решается проблема?
– Сложности есть. Ограничена пропускная способность, действует определённый температурный режим, необходимый для сохранения интерьеров и экспонатов XVIII–XIX веков. Нельзя сделать пространство суперсовременным, со стеклянными атриумами. Но это не столь важно. Важно, чтобы наши воспитанники и гости при посещении Академии ощущали себя сопричастными историческому и культурному коду Петербурга и России. А также получали представление, как может выглядеть гармоничная образовательная среда. Так что цифровые технологии и античные скульптуры прекрасно дополняют друг друга.
На звёздной высоте
– В чём вы видите главную цель Академии?
– Найти и поддержать талант, создать условия, чтобы он раскрылся. Считаем, что каждый ребёнок талантлив, поэтому аккумулируем вокруг себя всё, что касается развития способностей. Я сторонник, чтобы дети могли выбирать между традиционным образованием и направлениями, которых в Академии немало, – всего 103 программы. Выбрав любую, ребёнок видит, что ему у нас интересно, комфортно, что у него получается, и становится более мотивированным и успешным. По итогам прошлого учебного года к нам прошли свыше 3700 школьников.
Кроме того, важна подготовка педагогических кадров, работающих с одарёнными детьми. Мы готовим таких «узких» специалистов и активно передаём свои практики коллегам из других регионов России. Сами постоянно учимся, потому что талантливый педагог – это талантливые дети. Помогают нам и партнёры. У нас 169 организаций, с которыми налажено сотрудничество. В их числе ИТМО, Сеченовский университет, СПбГУ, а также другие вузы и компании.
– Количество программ впечатляет. А можно подробнее рассказать о конкретных проектах?
– Дети занимаются инфогенетикой, инфохимией, биоэкологией, биотехнологиями, биоартом, развивают научную коммуникацию, работают с большими данными. Им всё интересно, и мы в Академии стараемся поддерживать это стремление. Призываем творить, трудиться, исследовать и не бояться ошибок.
Вот свежий пример одного из прорывов наших воспитанников: 11 августа Россия запустила миссию на Луну, где в числе прочих ставилась цель получить образцы лунного грунта с помощью робототехнических систем. Однако похожего робота, способного найти и добыть воду, разработал восьмиклассник (!) Константин Белоконев, выпускник наших профильных смен по физике и астрономии, участник образовательной программы «Большие вызовы».
Работой его команды руководили специалисты из НПО, где проектируют и испытывают космические аппараты. Инженеры, учёные высоко оценили проекты юных исследователей. И мы очень надеемся, даже уверены, что платформа и луноход-разведчик школьника из Петербурга станут участниками следующих полётов к далёким планетам.
– Чтобы учить таких детей, педагоги тоже должны быть на звёздной высоте. Как происходит подбор кадров? Какими качествами нужно обладать наставнику, мечтающему трудиться в Академии?
– Мы заинтересованы в «звёздах» и постоянно их ищем. Причём это не только педагоги дополнительного образования, но и организаторы, тьюторы, которые сопровождают индивидуальное развитие детей. Есть и специалисты профильных смен. Словом, нам нужен человек, владеющий педагогическими навыками, знающий предмет и способный заинтересовать, повести за собой.
Также к нам приходят профессора из Санкт-Петербургского национального исследовательского академического университета имени Ж. И. Алфёрова, Политехнического университета Петра Великого. Они проходят путь от эксперта до педагога дополнительного образования. И это счастье, когда понимаешь, что твоя система интересна людям глубоким, имеющим фундаментальные знания, глобально мыслящим, способным анализировать процессы в перспективе. Что в который раз убеждает – мы всё делаем правильно.
Как выиграть в конкуренции?
– В Академии не скрывают, что ориентир – на молодых педагогов. Почему?
– Потому что именно они способны эффективно работать на стыке разных предметов, действовать более гибко, наладить общение в коллективе. При всей консервативности системы образования мы понимаем: выиграть в конкурентной борьбе можно, если легко ориентироваться в быстро меняющемся мире. Современная педагогическая молодёжь в этом преуспела, и нам есть чему у неё поучиться.
К тому же молодёжь всегда амбициозна. Ей хочется большего, и мне это нравится. В какой-то степени амбиции молодых дают возможность посмотреть на себя со стороны и понять, чего не хватает, в каком направлении Академии двигаться дальше.
– Сейчас большое внимание уделяется практической подготовке студентов – будущих педагогов. Даёт ли Академия талантов возможность проходить стажировки или работать студентам последних курсов профильных вузов?
– Всегда с удовольствием идём навстречу будущим педагогам, предоставляем большое поле для их деятельности и новаторских практик. Форматов для применения педагогических талантов у нас достаточно. Радует, что молодые специалисты приходят к нам уже с пониманием ценностей Академии и тех целей и задач, которые мы транслируем. Большинство из них посещали наши семинары, становились участниками образовательных встреч и конференций.
– Что даёт Академия самим детям? Как они оценивают занятия?
– «Академия талантов – место, где тебя понимают и поддерживают», – часто говорят наши воспитанники. Они признаются, что порой проводят здесь времени больше, чем в школе и дома, выбирая сразу несколько направлений для своего развития. Столько всего интересного и хочется всему научиться!
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.