399

«Удаленно - не значит вполсилы». Как школьники учатся на «дистанционке»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Аргументы и факты - Петербург 25/03/2020 Сюжет Коронавирусная инфекция в Петербурге
До 12 апреля школьники учатся удаленно.
До 12 апреля школьники учатся удаленно. © / pixabay.com

С 26 марта по 12 апреля все школы Санкт-Петербурга перешли на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Как это проходит - в нашем материале.

Урок на расстоянии

«С 18 марта 112 тысяч учеников (всего в городе занимаются свыше 514 тыс. детей и подростков. - прим. ред.) перешли на режим свободного посещения и обучения в удаленном режиме, - сообщила председатель комитета по образованию Жанна Воробьева. - Для этого задействован портал дистанционного обучения, существующий с 2009 года. Тогда он создавался для работы с детьми, которые находились дома по медицинским показаниям или по каким-либо причинам долго отсутствовали. Сейчас к нему смогут получить доступ все, кто участвует в образовательном процессе. Там есть курс лекций по всем предметам, плюс преподаватели могут добавлять свои материалы и давать задания ученикам».

Как же все выглядит на самом деле? В лицее № 369 Красносельского района система онлайн запущена еще несколько лет назад.

«Мы используем комплекс «Пеликан», грант на его покупку выделило правительство города, - рассказывает директор лицея Константин Тхостов. - На проверку и адаптацию ушло три года. Сейчас наши ученики могут в прямом эфире отвечать на вопросы, обратиться к учителю, получать оценки».

По словам К. Тхостова, все классы обеспечены камерами, у педагогов есть микрофоны. Ну а ребенку, чтобы непосредственно присутствовать на таком уроке, необходимо просто иметь любой гаджет.

«Мы давно работаем на платформе электронного журнала, - поддерживает коллегу директор президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. - Она позволяет организовать дистанционное обучение вместе с видеоконференциями. Дисциплина строгая. Удаленно - не значит вполсилы».

Организация занятий на дому: 5 шагов

  • Вместе с ребенком (обязательно с ним!) определите часы для занятий. Узнайте, когда он чувствует себя больше всего настроенным учиться в течение дня, и закрепите это время. Больше трех часов заниматься не стоит - этого более чем достаточно.
  • Помогите школьнику найти подходящего учителя (видеоуроки). Просмотрите варианты, поинтересуйтесь, какой ему больше нравится. Пусть ребенок сам выберет педагога и форму занятия, а родитель лишь мягко направит его.
  • Найдите вместе с детьми интересные источники знаний помимо школьной программы. Покажите, что учиться, узнавать что-то новое - здорово и интересно. По возможности смотрите вместе научно-популярные фильмы, видео на YouTube - те, что интересны для их возраста. Позвольте в библиотеке выбирать книги, которые их больше интересуют.
  • Меньше говорите об учебе и ни в коем случае не обвиняйте школьника в безделье, ведь оно случилось не по его воле. Важно объяснить, что дистанционное обучение - не каникулы, а просто другая форма получения знаний. И помните, что образовательный процесс не должен тяготить ребенка, ему нужно и отдыхать.
  • Договоритесь о форме отчета по проделанной работе. Если сын/дочь всегда справлялись сами, пусть продолжают в том же духе, но обязательно рассказывают, что интересного узнали во время онлайн-уроков. Ненавязчивый контроль поможет родителям быть в курсе процесса.

Главный минус - недостаток общения

Формат дистанционного обучения может быть очень удобным, и в то же время специалисты отмечают, что социальная функция, которую в воспитании юного поколения осуществляет школа, теряется.

Практикующий психолог, тренер, руководитель проекта «Ресурсы для гениев» Нина Алешкина: «Моя дочь-подросток некоторое время училась дистанционно. Сначала ей все очень нравилось. В таком формате ребенок может сам выбрать подходящие часы для занятий, и времени на изучение материала требуется меньше, ведь в школе учитель большую часть урока тратит на организацию 30 человек.

Дома можно самому выбрать и способ получения информации: чтение, просмотр видео, прослушивание лекций. Школьник имеет возможность остановить выбор на более приятном ему голосе, понятном слоге и т. д. А также учится управлять и собой, и своим временем, силами.

А вот общения с одноклассниками, беготни по школе, каких-то мероприятий с классом, коллективных работ на дистанционке детям катастрофически не хватает. Из-за дефицита общения со сверстниками нет узнавания типичных ситуаций, которые случаются в этом возрасте. Ведь на каждом этапе взросления - свои выяснения отношений».

«Кто хочет учиться - халтурить не станет»

Если со школьниками, за дистанционным обучением которых проследят родители, все понятно, то как быть со студентами?

Как отметил проректор по инновационной деятельности и информационным технологиям РГПУ им. А. И. Герцена Михаил Пучков, дистанционная форма не является чем-то новым - каждый вуз обязан обеспечить студента возможностью воспользоваться электронным форматом получения знаний, вне зависимости от его местонахождения.

«Помимо российских студентов в нашем вузе числятся более тысячи иностранцев.

В феврале основную часть учащихся мы перевели на дистанционное обучение, а в марте - весь университет, - говорит он. - По каждой дисциплине у нас существует план рабочей программы, есть внутренний электронный курс. Помимо внешних интернет-платформ используем формат вебинаров. Единственное, что остается, - фиксировать ход образовательного процесса. Для нас это отличный повод для того, чтобы продемонстрировать педагогам эффективность использования образовательных технологий».

Экстренно отреагировали и в «Военмехе»: проректор вуза Марат Гогуадзе рассказал, что в университете обучаются много китайских студентов, которых еще до объявления пандемии успели проверить на вирусы. Выявили троих учащихся с признаками ОРВИ, их немедленно поместили в карантин в отдельный блок. После этого ректорат оперативно принял решение о переходе на дистанционный формат: «Остальных, кто не успел вернуться из Китая, международный отдел перевел на такой же дистанционный режим. У каждого студента в электронном доступе имеется свой личный кабинет, как и у преподавателя. Спада по успеваемости студентов не ожидается - кто хочет получить знания, будет усердно заниматься. Задания высылаются через Интернет, проводятся онлайн-лекции, а также конференции - по скайпу. Организуем и семинары, и некоторые лабораторные работы. Все прекрасно понимают, что в цифровой век многие вещи можно проектировать в информационном формате».

Справка

Горячая линия по вопросам организации обучения с использованием дистанционных технологий:

  • (812) 576-34-37 - учреждения общего образования (школы);
  • (812) 576-18-65 - учреждения среднего профессионального образования.

Обращения также можно направить через портал «Петербургское образование», пройдя по ссылке: https://petersburgedu.ru/feedback.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах