Житель Северной столицы потратил на компьютерную игру почти миллион рублей, однако из-за санкций потерял доступ к ней. Теперь через суд мужчина требует компенсации от компании Sony. «АиФ-Петербург» пообщался с россиянами, оказавшимися в похожей ситуации, и узнал у юристов, реально ли вернуть потраченные деньги.
Миллион на игру
В конце апреля 37-летний Игорь Р. обратился в Василеостровский районный суд с исковым заявлением о защите прав потребителей против компании Sony Interactive Entertainment Network Europe Limited. Петербуржец пояснил, что в сентябре 2021-го в цифровом магазине PlayStation Store приобрел обновление игры FIFA. Позже, чтобы развивать свой аккаунт, он покупал внутриигровую валюту.
В общей сложности петербуржец потратил на игру 783,8 тыс. рублей. 10 марта, когда компания заявила о приостановке деятельности на территории РФ, геймер лишился доступа к цифровым приложениям в PlayStation Store.
«Истец утверждает, что ему не была предоставлена информация, что использование программы, а также возможность развития собственного аккаунта в ходе игры имеют ограниченный срок действия, что влечет для потребителя ухудшение качества программы и дискриминацию. В связи с чем истец считает, что им приобретен товар ненадлежащего качества», - поделились в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга.
Игорь Р. пояснил, что не только лишился доступа к игровому сервису, на который потратил почти миллион рублей, но и испытал сильные нравственные страдания, связанные с негативным отношением к российским пользователям. По мнению петербуржца, действия Sony Interactive Entertainment Network Europe Limited дискриминируют пользователей и нарушают их права. В связи с этим мужчина требует вернуть не только 783,8 тыс. рублей, но и выплатить ему 10 млн в качестве компенсации морального вреда.
Пойдут в обход?
На данный момент многие иностранные компании приостановили деятельность на территории РФ. Сотни тысяч россиян, тратившие деньги на подписки цифровых сервисов и покупку виртуальных услуг, фактически оказались обмануты. «АиФ-Петербург» пообщался с геймерами, которые больше остальных ощутили на себе дискриминационную политику западных предприятий на цифровых площадках.
«Я пользуюсь сервисами Steam, Origin, Epic Games, Battle.net и Ubisoft Connect. Полного ограничения доступа к ранее приобретенным приложениям пока я не обнаружил, однако на большинстве сервисов действуют ограничения на покупку ПО (программного обеспечения) с территории РФ», - рассказал геймер со стажем Алексей.
В беседе с изданием он пояснил, ограничение в первую очередь связано с отключением банков России от SWIFT - теперь приобретать у зарубежных сервисов продукцию невозможно. Однако у россиян остались различные лазейки, которые позволяют при помощи обходных путей переводить деньги на виртуальные кошельки в других странах и покупать цифровые товары.
«Правда, есть некоторые издатели, которые уже полностью убрали свои игры/продукцию из этих сервисов для пользователей из России. Временно это или навсегда - покажет время», - добавил Алексей.
Еще один собеседник «АиФ-Петербург» Евгений пользовался только онлайн-сервисом Steam. Он подтвердил, что на данный момент для граждан РФ действует запрет на покупку игр и приложений через цифровой магазин, «без костылей» (неудобных, но работающих технических решений) россияне попросту не могут оплатить товар со своих счетов. Однако пользоваться обходными путями, чтобы приобрести ПО у иностранной компании, Евгений не спешит.
«Из-за такого пренебрежительного отношения к пользователям из России нет никакого желания покупать игры, тратить время и деньги на пополнение внутриигрового кошелька через смену региона и так далее. Сейчас приобретенного контента в Steam хватает, но я надеюсь, что ограничения будут сняты в ближайшее время», - признался геймер.
Евгений добавил, что продолжает пользоваться продукцией цифровых компаний, которые ограничили продажу своих товаров на территории РФ. Однако в будущем покупать и поддерживать ПО «принципиальных» разработчиков не собирается.
«Думаю, не только у меня подобные настроения. Придется пользоваться пиратской продукцией. В случае ухудшения ситуации с уже привычными игровыми сервисами, а также открытия китайского рынка игровой индустрии не исключаю переход туда, однако пока россияне не могут перейти на сервисы этого закрытого региона», - заявил Евгений.
«На западе на этом собаку съели»
Однозначно ответить, нарушают ли действия западных компаний права клиентов из России, тяжело. Директор филиала адвокатской конторы, вице-президент адвокатской палаты Ленинградской области Андрей Пелевин в беседе с «АиФ-Петербург» заявил, что сейчас подобными вопросами озадачены юристы всей страны.
«Глубоко сомневаюсь, что кто-то на эту тему сегодня что-то скажет. Здесь надо копать, анализировать, думать, и все равно, пока не будет практики - ни к чему не придешь. Я вижу, что подаются иски к иностранным компания, но хотелось бы увидеть хоть какое-то правовое обоснование - на чем основываются требования, что хотят истцы», - объяснил Андрей Пелевин.
Адвокат отметил, что при регистрации в подавляющем большинстве приложений пользователь принимает лицензионное соглашение. Грубо говоря, в большинстве случаев в договоре указано, что компания никому ничего не должна.
«Вероятнее всего, договорные обязательства они не нарушают. Но опять же надо смотреть лицензионные договоры, которые, как правило, никто не читает. Все страхуются, поэтому, честно говоря, не думаю, что у подавшего иск петербуржца большие шансы. Уверен, что юристы Sony все это предусмотрели. На Западе на этом собаку съели», - рассказал эксперт.
Андрей Пелевин добавил, что каждый случай индивидуален, при этом юрист не исключает варианта, что суд вынесет решение в пользу Игоря Р.
Закону не должны противоречить
Представительница коллегии адвокатов «Первая адвокатская контора» Наталья Александрова не столь пессимистична.
«У нас есть закон по защите прав потребителя, который достаточно хорошо защищает граждан, в том числе и по компенсации морального вреда. Сейчас мы с коллегами планируем обратиться в суд с иском к Apple в связи с прекращение работы ApplePay. Когда вы приобретаете какой-либо товар, продавец и производитель обязаны предоставить полную информацию. То есть, когда вы приобретаете iPhone, вы приобретаете продукт с определенным перечнем услуг, в который входит и ApplePay. Теперь же мы имеем право обратиться в суд для соразмерного уменьшения стоимости гаджета», - поделилась юрист.
Вместе с этим, по словам Натальи Александровой, с компенсацией морального вреда могут возникнуть сложности, так как доказать в суде, что ограничение доступа к цифровому сервису причинило клиенту страдания на 10 млн рублей, в принципе тяжело. Однако на меньшую сумму истец рассчитывать может.
«Если истец приобрел что-либо, чем теперь не может пользоваться, то я вижу перспективу. Противоречащие российскому законодательству оговорки в договоре можно признать недействительными. Для этого в исковое заявление добавляется соответствующий пункт», - пояснила собеседница издания.
Если геймеру из Северной столицы удастся выиграть дело у Sony Interactive Entertainment Network Europe Limited, встанет вопрос о получении компенсации от ответчика. У России с многими странами заключены соглашения об исполнении обязательств по решению суда РФ, однако сейчас между государствами сложные отношения. Тем не менее если у организации есть счета на территории России, то взыскать денежные средства вполне реально.