Санкт-Петербург – культурная столица России, город с более чем трёхсотлетней историей и сотнями музеев мирового уровня. Однако в XXI веке даже самые консервативные учреждения не могут игнорировать цифровую трансформацию. Сегодня классические петербургские музеи активно внедряют современные технологии, чтобы привлечь новую аудиторию, улучшить взаимодействие с посетителями и сохранить культурное наследие, а новые выставочные пространства изначально создаются с расчётом на применение цифровых технологий. Подробности – в материале spb.aif.ru.
Пушкин расскажет сам
Одним из наиболее востребованных направлений применения новых технологий в музеях становится создание так называемых цифровых аватаров известных личностей – так, к примеру, экскурсию в выставочном пространстве на набережной Мойки, 12, в июне этого года проводил не кто иной, как Александр Сергеевич Пушкин.
Новый кросс-медийный проект включал в себя театрализованную музейную виртуальную экскурсию с 3D-звуком.
«Попав в созданное виртуальное пространство, где обитают А. С. Пушкин и его персонажи, можно будет узнать историю каждой вещи, увидеть реликвии, часть которых никогда ранее не экспонировались», – объясняли создатели выставки.
Это вещи, позволяющие понять отдельные моменты биографии Александра Сергеевича, проследить связь с его творчеством и глубже изучить бытовую жизнь в XIX веке. Среди экспонатов был, к примеру, первый гонорар молодого поэта – швейцарские часы, полученные им от императрицы Марии Фёдоровны, а также подаренный Пушкину в лицейские годы ученический пенал Кюхельбекера, трость поэта с вмонтированной в неё пуговицей его прадеда, известная чернильница с арапчонком и другие редкости. Рассказывал посетителям об этих вещах цифровой аватар поэта, созданный на основе его изображений различных лет.
«Сегодня настало время, когда современные средства цифровизации позволяют нам познакомиться с уникальными предметами без ущерба для них, сохранить и передать знания о поэте через немногие сохранившиеся его вещи следующим поколениям», – заключили создатели выставки.
Классика в цифре
Государственный Эрмитаж – не только жемчужина мировой культуры, но и один из самых технологичных музеев страны. Он стал первым музеем России такого уровня, который был полностью оцифрован. Во многом толчком для развития соответствующих технологий стала пандемия, когда музеи решили не ждать посетителей, а сами прийти к ним домой. С помощью смартфона можно увидеть, как выглядели интерьеры во времена Екатерины II, или «разглядеть» картину в деталях, не вставая с дивана.
Новое решение понравилось, и музей начал активно развиваться в этом направлении.
«Проект «Великолепный Эрмитаж» – это часть нашей большой программы, которая называется «Большой Эрмитаж». У неё уже была, так сказать, земная часть, когда мы создавали новое выставочное пространство, Галерею графики в Зимнем дворце. Она существует с лета 2023 года. Следующая – небесная, когда мы при помощи новейших технологий воссоздали цифровую копию Эрмитажа. Это не попытка просто так изобразить Эрмитаж в цифре – это продуманная история. Гостей встречает копия фасада Эрмитажа, выполненная в соотношении 1 к 30. Ежегодно мы делаем мэппинг-спектакли (3D-проекции на физический объект) на фасаде Зимнего дворца или Главного штаба ко Дню Эрмитажа, а зрители «Великолепного Эрмитажа» смогут увидеть их в уменьшенном масштабе. Затем, уже внутри, посетителей будет ждать пустой зал. За счёт мэппинг-технологии в симбиозе с VR-проекциями на потолке, стенах и полу, будет, так скажем, «вырастать» убранство зала. Поскольку это 3D-проекции, то всё будет выглядеть объёмно. Залы сами идут к вам, пока вы стоите на месте – первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой… Несколько минут будет выделено на один зал, следом включится другой. То есть не вы путешествуете по Эрмитажу, а он сам «вырастает» вокруг вас. Это совершенно другой фокус и другой опыт взаимодействия с виртуализированным музеем», – рассказывал генеральный директор музея Михаил Пиотровский.
По тому же пути пошёл и Русский музей, хранящий самое полное собрание русского изобразительного искусства. Самое известное направление – «Виртуальный Русский музей». Это проект, благодаря которому любой школьник из Улан-Удэ или Владивостока может «попасть» в зал музея через экран компьютера. Но иногда картины и сами отправляются в путешествие – так, в прошлом году музей подготовил для новых регионов РФ 100 цифровых копий всемирно известных полотен в рамках мультимедийного проекта «Искусства дивные миры». На стендах были шедевры XII–XX веков: старинные иконы, а также работы Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Александра Дейнеки и других.
И даже в Кунсткамере – старейшем музее страны, работающем ещё с XVIII века, – нашлось место новым технологиям. Многие редкие экспонаты – древние маски, украшения, предметы культа – оцифрованы и доступны онлайн в виде 3D-моделей. А новые интерактивные экспозиции позволяют буквально «раскрутить» артефакт на экране, узнать его историю и даже «примерить» его в AR-формате.
Спеть вместе с Цоем
Если с Пушкиным теперь можно поговорить о жизни в XIX веке, то с Виктором Цоем, конечно же, можно спеть.
Выставка-байопик, которая с прошлого года работает в одном из популярных общественных пространств на Васильевском острове, предлагает погрузиться в жизнь создателя группы «Кино» с использованием всех доступных цифровых технологий – посетители не просто разглядывают экспонаты, читают архивные документы, и слышат музыку. Они могут спеть вместе с Цоем или побывать внутри фильма, с помощью технологий дополненной реальности.
И, судя по всему, создание цифровых версий известных людей может стать своего рода трендом. Технологии уже позволяют это сделать. Естественно, для музеев это способ привлечь новую молодую аудиторию, которой могут быть скучны обычные классические визиты в музеи – да и люди старших возрастов с интересом открывают для себя новые горизонты.
Кстати
В России активно работают над созданием специальных чат-ботов, в которых можно будет пообщаться с известными людьми, жившими в минувшие столетия.
Как рассказал автор проекта, IT-специалист Михаил Марцинюк, первым успешным примером такого рода стал народный артист РСФСР Алексей Консовский, запомнившийся по роли Принца в фильме «Золушка» (1947). Михаил заметил, что люди стали забывать артиста. И тогда команда разработчиков создала чат-бот, где размещены биография актёра, отрывки из фильмов с его участием. Нейросеть просканировала запись голоса Алексея Консовского. И теперь от его имени бот может вести диалог с любым посетителем.
«В ближайшее время мы также создадим виртуальные памятники петербургских деятелей культуры: Иосифа Бродского, Анны Ахматовой, Виктора Цоя. Появится и чат-бот полководца Михаила Кутузова. В будущем этот проект может помочь и в сфере образования. Например, виртуальный Пушкин сможет вести уроки русского языка и литературы в школах», – считает Михаил.