МТС Банк изучил расходы жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области на товары для ремонта и дома в связи с ипотечным бумом на рынке недвижимости в 2020 году. Анализ собственных данных показал, что в первые четыре месяца 2021 года жители региона продолжили улучшать жилищные условия: количество платежей за услуги риэлторов увеличились в 2,9 раза, клининговых фирм - в 2,1 раза, компаний, занимающихся ремонтом – на 61% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Более, чем в 1,5 раза вырос спрос на мебель, отделочные материалы и товары для дома.
Традиционно конец весны и лето - пора ремонтов, однако рекорды рынка недвижимости 2020 года привели к востребованности ремонтных услуг и товаров для ремонта и дома уже в начале 2021 года.
Запущенная в мае 2020 года льготная ипотека стала мощным драйвером увеличения спроса на рынке первичного жилья и привела к ипотечному буму в стране. По данным кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА», россияне побили рекорд 2018 года — банки выдали 1,7 млн ипотечных кредитов на сумму 4,3 трлн рублей.[1]
Снижение ставок по ипотеке привело к реализации не только отложенного из-за весеннего «локдауна» спроса на жилье, но и подтолкнуло к покупке жилья тех, кто откладывал это решение. По данным ДОМ.РФ, к концу 2020 года в России сформировался дефицит жилья с высокой степенью готовности. На 1 января 2021 года было продано 66% строящегося жилья со сроком ввода в эксплуатацию в 2021 г. В некоторых крупнейших регионах этот показатель достигает 79%.[2]
Покупка жилья подстегнула в регионе спрос на бытовые товары
Улучшение жилищных условий и приобретение бытовых товаров, новой техники − взаимосвязанные процессы.
В январе-апреле 2021 года наибольший прирост транзакций в торговых точках региона наблюдался на мебель – 71%, обои, краски – 65% и товары для дома – 62% в годовом выражении. Также значительно вырос спрос на бытовое оборудование (плиты, холодильники, посудомоечные и стиральные машины, кондиционеры и т. п.) – 46% и строительные материалы – 24%.
Средний чек на большинство рассматриваемых товаров увеличился примерно на 20%, а на товары для дома и стройматериалы – на 10%, что свидетельствует о произошедшем росте цен за год. Стоит отметить, что в 2020 году при изучении трат россиян с наступлением дачного сезона аналитики МТС Банка наблюдали снижение среднего чека.[3]
Методология исследования
Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Учитывались платежные операции в январе-апреле 2020-2021 годов в специализированных торговых точках, работающих под соответствующими MCC-кодами.
[1] Итоги 2020-го и прогноз на 2021 год на рынке ипотеки: постковидная диета
[2] Обзор рынков жилья, жилищного строительства и ипотеки
[3] Аналитика МТС Банка: Дачный сезон на самоизоляции: огород и стройка вместо путешествий