Активное долголетие. Сегодня для тысяч петербуржцев «серебряного» возраста это не просто слова, а образ жизни. Они рисуют, шьют, поют, занимаются спортом и становятся волонтёрами. Причём часто, начав с нуля, достигают мастерства и признанных успехов.
Именно такой стала история студии флористики «Волшебная соломка» им. Г. П. Энгельке. Она уже десять лет работает на базе Культурно-досугового комплекса «Красносельский», так что нынешний год – юбилейный. Подробнее – в материале spb.aif.ru.
Занятие для души
Все участники этого народного коллектива – представители старшего поколения, большинство 65+. Много лет они трудились на благо города и страны, а выйдя на пенсию, решили заняться чем-то для души. Первоначальных навыков никто не имел, все были далеки от искусства, поэтому рисунок, различные техники постигали с простейших элементов. Вот только несколько примеров, как увлечение стало делом жизни.
Ирина Васильевна Тимофеева пережила блокаду. Работала в радиопромышленности, где внесла не одно рационализаторское предложение, что подтверждают авторские свидетельства на изобретения. И вот в свои 84 года делает изящные картины из подручных средств.
Любовь Ивановна Щепина 45 лет спасала маленьких пациентов в Детской городской больнице № 1. В студии начала с азов, а сейчас её композиции показывают на выставках. Лариса Петровна Трубачёва свою жизнь связала с заводом «Красная Заря», ветеран труда. Её работы отличаются тонкостью исполнения, а главной темой стали сказочные сюжеты.
Богатая трудовая биография и у Валентины Адольфовны Пермяковой. Она возглавляла комсомол на «Скороходе», входила во Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. А в своём новом увлечении достигла такого уровня, что преподавала на курсах по изготовлению картин из соломки. Галине Александровне Рейтер в августе исполнится 85 лет. Она не только делает прекрасные картины, но ещё и много лет поёт в хоре Кировского завода.
Преимущественно участницы студии – жительницы Красносельского и Кировского районов, но есть и те, кто добираются издалека. Надежда Вячеславовна Голубева, например, уникальный мастер, автор многих сложных работ, уже много лет приезжает в Красное Село из Девяткино. А Юрий Резван ездит из Гатчины. Его картина «Ёжик в тумане» неизменно вызывает у зрителей улыбку и тепло на душе.
Красота из соломы
Возглавляет студию ветеран военной службы Лариса Лисова. Прикладным творчеством она увлекается с детства, закончила курсы флористов при ДК им. Ленсовета. Научилась работать на бересте, с засушенными растениями, пухом, но больше всего понравилась соломка. Два года назад она стала руководителем этого необычного коллектива и сейчас, как в шутку говорит, «никому спокойно жить не даёт». Подняла студию на новый уровень и постоянно предлагает яркие идеи.
Как же делаются оригинальные картины, какой материал для этого нужен?
«Годится соломка из злаковых растений – пшеницы, ржи, ячменя, овса, причём в ход идёт даже испорченная, – раскрыла секреты Лариса Лисова. – Кстати, многие наши участницы выращивают её сами на дачах. В работу, как правило, идёт средняя часть. Ведь что такое соломка? Это трубочка, полая внутри. Её берут, каждую разрезают вдоль и варят в кипятке несколько часов. Когда станет мягкой, достают пинцетом и мокрую гладят утюгом с двух сторон, пока трубочка не превратится в полосочку».
Следующий этап – определяется сюжет, который раскладывается на фрагменты. Каждый прорисовывается на кальке, пронумеровывается и обозначается направление, как должна лечь соломка. Например, если в фигуре человека рука согнута – от плеча до локтя одно движение, а от локтя к кисти – другое. Всё это надо учитывать. Затем на каждую деталь клеится соломка, и мозаика собирается воедино. Чтобы разрозненные части стали одним целым, используются различные инструменты – пинцеты, зубочистки, тонкие спицы, скальпель, маникюрные ножницы с прямыми и закруглёнными концами. Даже прибор для выжигания и паяльник. «Подготовительный процесс очень трудоёмкий, – заключает Лариса Лисова. – Каждой соломинке надо поклониться и оказать внимание. Не все к этому готовы, не хотят возиться. Но те, кто остаются, – преданы своему увлечению долгие годы».
В среднем этому искусству можно научиться за три месяца. Именно такой срок ставил основатель студии – Георгий Павлович Энгельке, человек необычной судьбы. Его отец дошёл до Берлина, а маме в 1942-м удалось вывезти семью по Дороге жизни из блокадного города. Несмотря на детский возраст, он навсегда запомнил бомбёжки, закутанных, измождённых людей, разрушенные дома. После войны Георгий поступил в Военмех и связал свою жизнь со знаменитым Кировским заводом. Там он занимал должности начальника цеха, главного технолога, директора инструментального производства.
Щедро делятся опытом
Казалось, всё было посвящено технике, однако в 1976-м произошла встреча, которая многое изменила. Случайно Георгий Павлович пришёл на выставку в Этнографический музей и увидел картины агронома Ушакова, сделанные из соломы. Их красота, теплота и особая энергетика так захватили Энгельке, что появилось большое желание попробовать самому. С тех пор этот вид творчества стал для него бóльшим, чем хобби, – любовью всей жизни… А главными темами оставались блокада и война. Георгий Павлович посвятил искусству свыше сорока лет. Его работы стали основой более 150 выставок в Санкт-Петербурге, Москве, на Кольском полуострове. Знакомы с его потрясающими панно и во Франции, Великобритании. В 2005-м в ДК им. И. И. Газа он организовал кружок любителей этого вида творчества, который сразу стал очень популярным, а затем перерос в студию флористики. К сожалению, в прошлом году Георгия Павловича не стало, и в память об этом удивительном энтузиасте студии присвоено его имя.
Сейчас здесь занимаются 25 человек, а всего за эти годы к творчеству приобщились свыше тысячи петербуржцев. Коллектив активно участвует в различных выставках, фестивалях и конкурсах, в том числе всероссийских. Состоялось уже 414 выставок картин из соломки. Темы говорят сами за себя: «Пусть всегда будет солнце», «Малиновый звон», «Растревоженная память», «Исторические и культурные памятники Северо-Запада», «Мир сказок», «Музы Петербурга», «Пётр I – Великий реформатор», «С чего начинается Родина». В 2022 году правительство Санкт-Петербурга присвоило студии почётное звание «Народный коллектив».
Мастерицы щедро делятся опытом и талантом. Их мастер-классы прошли в 43 городах России, причём площадкой были как выставочные залы, так и библиотеки, школы и колледжи. Свои навыки они показывали и в Историческом парке «Россия – моя история», Военно-историческом музее артиллерии, других музеях города. Такие встречи неизменно привлекают внимание многих посетителей, в том числе молодёжи.
Только сейчас можно посетить пять выставок народного коллектива – в Центре культуры и досуга «Кировец», детской библиотеке № 11 (там показаны работы Валентины Пермяковой), Музее хлеба.
«Наш музей давно знаком с участниками студии, поэтому мы с готовностью предложили сделать выставку «Мы в этом городе живём», посвящённую Санкт-Петербургу, – рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом Музея хлеба Зинаида Соловьёва. – Нам близки многие идеи студии. Мы также много работаем с семьями, посетителями «серебряного» возраста и рады, что они приходят к нам вновь и вновь».
А в июле очередная экспозиция открылась в Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировске Ленинградской области. Она будет работать до 25 июля, и на этой неделе мастерицы планируют туда приехать и провести встречу со зрителями. Традиции продолжаются – уникальная техника работы с соломкой совершенствуется, что помогает подготовить новое поколение мастеров.

