3 июля день рождения Натальи Теняковой. Ей исполнился бы 81 год, но в июне народной артистки России, вдовы знаменитого Сергея Юрского не стало. Она умерла во сне, не дожив до дня рождения всего две недели. Причиной называют возрастные болезни и острую сердечную недостаточность.
Всю жизнь Наталья Максимовна была далека от конфликтов, редко давала интервью и старалась держаться в тени. Тем не менее именно её во МХАТ им. Чехова, где она служила 35 лет, назвали «столпом труппы Художественного театра». Актрисой, которая «задавала планку и в профессии, и в жизни, планку почти недостижимую, но необходимую как ориентир». Как же она стала легендой?
«Была толстой девкой»
Тенякова родилась в Ленинграде в семье инженеров, «технарей», далёких от искусства. Родилась, как потом писала о себе, «сильно недоношенной», так что кроху «два месяца держали под специальным колпаком». Жили, как и все, в коммуналке, часами стояли в очередях за мукой и колбасой, что, впрочем, не мешало петь и танцевать — у мамы был хороший голос. Родители очень хотели, чтобы дочка получила надёжную, земную профессию, например, стала учительницей. Но ещё школьницей Наташа записалась в театральный кружок и с тех пор твёрдо решила пойти другим путём. Втайне от всех она подала документы в Государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) и легко туда поступила.

Послушная дочь, она до такой степени не хотела расстраивать отца, что год боялась сказать ему о своей учёбе в театральном. Опасалась гнева не зря. Когда он об этом узнал, несколько месяцев с Наташей не разговаривал, а в доме висела напряжённая тишина. Спас ситуацию великий педагог Борис Зон — преподаватель талантливой первокурсницы. Он пришёл домой к Теняковым и убедил их в выдающихся способностях девушки. Кстати, сама Наталья Максимовна считала, что именно благодаря Борису Зону стала актрисой: «Меня просто сломали бы... Я была толстой девкой с двумя косицами. Боялась сцены, а Зон во мне что-то увидел», — вспоминала она впоследствии.
Также удачно начиналась театральная карьера. Уже через год после окончания института ее приняли в труппу прославленного Большого драматического театра (БДТ). Красавица, с удивительным тембром голоса, она вскоре стала одной из ведущих актрис. Олег Басилашвили вспоминал, какой фурор производила Тенякова, когда шла по Невскому, какими восхищенными взглядами провожали её мужчины... «Она была хороша, а главное — от неё шла добрая, позитивная энергия».
Бурлила и личная жизнь. Еще во время учёбы в неё влюбился однокурсник Лев Додин (сейчас — именитый режиссёр, художественный руководитель и директор МДТ — Театра Европы). Дарил цветы, сочинял стихи, часами стоял под окнами. Они поженились, но настоящая любовь ждала впереди.
«Как удар молнии»
В 1970-м она встретилась с Сергеем Юрским. Это произошло во время работы над телеспектаклем «Большая кошачья сказка». Спустя много лет Тенякова рассказывала, что это было, как «солнечный удар» — рядом с Юрским она словно ощущала «разряд молнии», а ее сердце билось в два раза чаще. Через какое-то время и Сергей Юрьевич, который был старше на девять лет, тоже понял, что хочет быть вместе с этой необыкновенной женщиной. Но как? Оба несвободны. К тому же Юрский уже тогда был величиной, звездой, кумиром интеллигенции. Он стоял на такой высоте, что когда Тенякова призналась своему первому мужу Льву Додину, что влюблена в Юрского, тот поднял ее на смех: «С таким же успехом ты могла влюбиться в Иисуса Христа».

Тем не менее, служебный роман закрутился со страшной силой. Они не скрывались, держались свободно, открыто, оба успешно работали в БТД и, преодолев все испытания, стали мужем и женой. В июле 1973-го родилась дочь Дарья. Казалось, перед ними открыты все пути, но вдруг у Юрского начались большие проблемы. Сегодня уже трудно сказать, почему его так невзлюбило партийное руководство города. Говорят, одной из причин могли стать дружеские отношения артиста с Иосифом Бродским, их встречи за границей, в Америке и Швейцарии. Дошло до того, что в Ленинграде имя Юрского оказалось под запретом, ему открыто не давали работать. «Когда его выжили из города, мы вынуждены были уехать в Москву, — вспоминала Тенякова — И начались такие гадкие уговоры из серии: «Наташ, ну тебе-то зачем, тебя-то не трогают, останься в Питере, ты первая актриса БДТ, будешь играть все роли... То есть гадость несусветная. И как только начались эти разговоры, я в тот же день пошла и назло сменила фамилию на Юрскую».
В Москве их приютил Театр им.Моссовета, а в 1988-м по приглашению Олега Ефремова Наталья Тенякова пришла во МХАТ им.Чехова, где служила до последних дней. И если на театральной сцене она сыграла едва не всю звёздную классику, то в кино у неё ролей гораздо меньше. Зато какие! Тенякова снималась в фильмах «Старшая сестра» вместе с Татьяной Дорониной, «Зеленая карета», «Француз», была неподражаемой Фатимой в «Али-Баба и 40 разбойников». Но самой запоминающейся стала её баба Шура в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби».
Деревенская бабка?
На роль дяди Мити режиссёр после проб без колебаний утвердил Сергея Юрского, а «бабу Шуру» долго искали. Роль предлагали многим известным актрисам, но они под благовидными предлогами отказывались, хотя на самом деле не хотели иметь в багаже роль возрастной деревенской бабки. Тогда Юрский предложил сыграть семейный дуэт Теняковой. Сначала она тоже очень сомневалась. Ведь ей тогда было всего 38 лет, и молодая женщина должна была стать деревенской старухой. Но ради дуэта с любимым мужем решилась на этот смелый эксперимент.
Для перевоплощения красавицы-актрисы в «бабу Шуру» использовали сложный грим: лицо покрывали специальной пленкой, которая после высыхания создавала эффект морщин. «Меня загримировали до неузнаваемости. Потом все лицо было измятым. Знаете, что такое пластический грим? Когда его снимаешь, на лице еще долго остается отпечаток — хоть утюгом разглаживай», — вспоминала Тенякова.
Роль бабы Шуры принесла ей огромную популярность, что, впрочем, совсем не отразилось на характере и отношении Натальи Максимовны к жизни. Она была такой же, как всегда — ответственной, скромной, порядочной, до конца преданной делу. Ещё в июне должна была выйти на сцену, но самочувствие резко ухудшилось...
Так же достойно, как жила, она распорядилась и с наследством. Всё произошло спокойно, без скандалов и нервотрепок, отличающих некоторые звездные семейства. У Теняковой и Юрского было «семейное гнездо» — квартира в центре Москвы в Гагаринском переулке. Кроме того, Наталья Максимовна часть года жила на даче — дом и участок находятся в 50 км от Москвы недалеко от Ногинска. Здесь и теперь остался рабочий кабинет Сергея Юрского, что для семьи бесценно. Вся эта недвижимость перейдет их единственной дочери Дарье Юрской, тоже актрисе МХАТа. У неё есть два сына — 23-летний Георгий и 16-летний Алишер, им тоже будет память о знаменитых бабушке и дедушке. В целом в семье были близкие, тёплые отношения. Любили Тенякову и коллеги, ну а в театре у неё были тысячи преданных поклонников. А это и есть самая большая награда для артиста.