Как собирать успешные команды и правильно делегировать ответственность — рассказывает гендиректор ведущей парфюмерной компании Вадим Рожнов.
Для современного лидера, будь он топ-менеджером корпорации или основателем собственного бизнеса, критически важным навыком сегодня становится умение собирать команды, выстраивать грамотное взаимодействие внутри коллектива, делегировать и формировать принципы и ценности общей работы. Главным и наиболее ценным ресурсом любого бизнеса всегда были и остаются люди. Для достижения стоящих перед бизнесом целей любой топ-менеджер стремится собрать вокруг себя лучших специалистов, наиболее подходящих для своих должностей, умеющих адаптироваться и расти вместе с компанией.
Никто не сформулирует правила и принципы построения коллектива лучше, чем человек, который занимается этим десятилетиями. Вадим Рожнов, обладатель звания предприниматель года в сфере парфюмерии по версии бизнес-издания Expert RF, работает в парфюмерной индустрии около 30 лет, а с 2007 года он возглавляет одну из первых и наиболее авторитетных парфюмерных компаний на российском рынке «Сержио Неро» в качестве генерального директора.
Парфюмерный бизнес — это сплав бизнеса и искусства, ведь сам процесс создания продуктов подразумевает яркий творческий процесс. После того, как Вадим возглавил компанию, он смог не только провести эффективную реструктуризацию бизнеса, но и вывел на рынок, где исторически главенствовали французские марки, большую коллекцию российских парфюмерных продуктов под собственными брендами. Оказалось, что потребители были вполне готовы к этому и оценили марки по достоинству. Кроме того, именно Рожнов запустил продажу ароматов онлайн, несмотря на то, что в то время казалось невозможным купить парфюм без возможности протестировать его. Однако, Вадим показал на своем примере, что все решаемо — главное найти подход.
Большая заслуга Вадима и в том, что под его руководством была создана система мотивации и премирования сотрудников. Помимо многочисленных профессиональных статей под его авторством недавно вышла книга «Инновационные продукты и технологии: управление в сфере красоты и торговли», предназначенная для профессионалов, в которой Вадим делится своим многолетним опытом и призывает предпринимателей даже самых консервативных областей следовать за временем и не избегать инноваций, которые предлагает индустрия. Аналогов этому изданию на рынке нет, так что она имеет все шансы стать настольным пособием для действующих и будущих профессионалов индустрии.
Способы мотивации команды и построение рабочей группы
По мнению Вадима Рожнова, чтобы мотивировать сотрудников, успешному руководителю, прежде всего, необходимо разделять ценности компании, ставить перед собой и командой амбициозные цели и ответственно делегировать полномочия и возможности для выполнения задач. Предприниматель считает, что необходимо создавать такие условия, при которых сотрудники не будут бояться сделать ошибку, а руководитель будет помогать найти компромиссное решение в конфликте и поощрять команду к развитию, освоению новых знаний и экспериментов. В конечном итоге, важно вовлекать команду в принятие важнейших решений, что позволит не просто разделить ответственность, но главное — сформировать сопричастность общему делу.
Руководя компанией-лидером рынка, Вадим уделяет много внимания выстраиванию команды — каждый ключевой сотрудник непременно проходит собеседование с генеральным директором. Вопросы стратегических перестановок тоже решаются на уровне топ-менеджмента. Вадим выделяет несколько навыков, которыми должен обладать сотрудник, чтобы расти в рамках компании. Прежде всего, он должен опираться на свои сильные и компенсировать слабые стороны, которые есть у каждого, но если уметь с ними работать, они не скажутся на результате. Кроме того, будущий лидер должен быть командным игроком и всегда вовремя подставлять плечо коллегам.
Также важные качества сотрудника, который желает продвинуться по карьерной лестнице — ответственность, инициативность умение оценить риски, умение сделать чуть больше, чем от тебя требуется. Дополнительным бонусом будет умение не уходить от конфликтных ситуаций и способность проходить их экологично, а также здоровое чувство конкуренции.
Как руководитель может помочь своей команде
Ключевая роль в развитии команды, конечно, лежит на ее лидере, на его ценностях, подходе к построению бизнеса и внутренних коммуникаций. При этом лидер тоже должен находится в постоянном развитии, не выпадать из контекста своей индустрии, участвовать в конференциях, мероприятиях и премиальных программах. Так, Вадим Рожнов — обладатель звания предприниматель года в сфере парфюмерии по версии бизнес-издания Expert RF. Победители этой премии определяются по более чем 350 параметрам среди 2500 участников — конкуренция действительно серьезная. Так вот, лауреат престижной профессиональной награды уверен, что лидер должен быть заточен на то, чтобы взращивать вокруг себя самостоятельные и перспективные кадры, но успех этого дела зависит, прежде всего, от самого топ-менеджера.
Есть два табу, которые Вадим выявил для себя — поощрять максимализм и перфекционизм («Молодые руководители зачастую считают, что они могут все сделать лучше любого из сотрудников, и вместо того, чтобы учить, выполняют задачи единолично, тем самым отбивая инициативу и желание развиваться») и монополизировать экспертность и ответственность («Руководителю важно не принимать от сотрудника проблемы, а принимать только предложения по решению этой проблемы, вместе обсуждать и искать варианты»)
Результаты правильного построения команды и экологичного руководства
Своим примером Вадим Рожнов доказывает, что определенные им принципы эффективно работают на практике. За годы руководства «Сержио Неро» Вадим вывел компанию в лидеры своего сегмента, при этом пройдя не один сложный экономический этап, сохранив команду и ресурсы, а также улучшив экономические показатели бизнеса.